В этом году Община Звенигородского Успенского собора была удостоена ежегодной премии газеты «The Art Newspaper Russia» в номинации «Реставрация года». Но возвращение подлинного облика уникальному памятнику древнерусской архитектуры конца XIV столетия не завершено.
Как пояснил главный куратор проекта, заместитель директора Звенигородского музея-заповедника Дмитрий Седов, завершился только визуально самый ответственный этап реставрации — восстановление закомарной кровли (когда кровля устраивалась прямо на сводах).
В конце 2024 года началась реставрация соборной звонницы, построенной в 1820 году и чудом сохранившей не только кирпичную кладку (при ее сооружении использовались кирпичи XVII века от разобранного здания Саввино-Сторожевского монастыря), но и значительную часть деревянных конструкций. Весной сгнившие части деревянных балок звонницы заменили новыми, по фотографиям и отпечаткам в полу были восстановлены столбики на ярусе звона. В мае реставраторы покрыли медью шатер.
«Звонница была стянута новыми тягами, в XIX веке при подвеске большого колокола неправильно были размещены деревянные балки, в связи с чем арки звонницы дали трещины. Скоро работы на звоннице завершат. До конца лета леса вокруг нее исчезнут. В конце мая начаты работы по реставрации цоколя. За время существования храма многие блоки цоколя сместились, из-за чего появились щели, которые ранее заполняли цементом, вредоносным для белого камня. При реставрации цоколя его камни были промаркированы, разобраны и затем сложены заново с применением реставрационного раствора», — рассказал Дмитрий Седов.
При реставрации крыльца были обнаружены древние ступени, которые скрылись под землей. Они были обмерены, будут заказаны новые известняковые блоки для реконструкции крылец в исходных габаритах. В целях сохранения древних ступеней было решено оставить их под землей, выстроив над ними новые ступени.
Ранее REGIONS рассказывал, что реставрацию Успенского собора в Звенигороде признали лучшей в стране.