
В России началаось обсуждение о потенциальном запуске новой опции для клиентов финансовых организаций — возможности получать сервисные уведомления от банков через популярный мессенджер Max.
Как стало известно «Коммерсанту», Министерство цифрового развития РФ, связи и массовых коммуникаций РФ обсуждает с участниками рынка эту инициативу, которая может быть реализована в тестовом режиме еще до конца 2025 года. Ранее, по данным источников издания, разработчик мессенджера, компания VK, предлагала более радикальный шаг — полный перевод всех банковских оповещений исключительно в Max, но эта идея не получила поддержки.
В Минцифры подчеркивают, что речь не идет об обязательном порядке. Ведомство отмечает, что банки по собственному желанию могут использовать сервисные сообщения в Max для повышения безопасности персональных и финансовых данных своих клиентов. Однако даже добровольный переход части уведомлений в этот канал, на чем настаивает министерство, способен серьезно ударить по экономике операторов «большой четверки».
По оценкам экспертов, озвученным в «Коммерсанте», телеком-компании могут терять около ₽15-20 млрд ежегодного дохода, поскольку стоимость одного банковского СМС для кредитных организаций в последние годы значительно выросла.
Для самих банков инициатива выглядит экономически привлекательной. Как пояснил представитель Совкомбанка в разговоре с «Коммерсантом», переход на Max кажется экономически целесообразным решением». При этом в банке заверили, что любое нововведение будет внедрено только после тщательного анализа и гарантий полной защиты информации клиентов.
Эксперты в области кибербезопасности видят в переходе как возможности, так и риски. С одной стороны, контролировать защищенность одного государственного приложения может быть проще, чем множество банковских систем. С другой — сохраняются угрозы фишинга, когда злоумышленники могут маскироваться под легитимный сервис, а также риски перехвата кодов подтверждения в случае компрометации аккаунта в мессенджере. Кроме того, специалисты указывают на опасность создания критической зависимости от одного провайдера связи и возможные сбои в его работе, которые могут парализовать банковские сервисы.
Ранее эксперт Сергей Золотухин объяснил, как распознать дипфейки в мессенджере.