В России крупные маркетплейсы все чаще создают свои банки. Сначала они появлялись ради удобных расчетов, но со временем стали развиваться как полноценные финансовые игроки, предлагающие широкий спектр услуг, узнали в «РГ». Теперь это уже не просто витрины с товарами, а целые цифровые экосистемы, где можно не только покупать, но и хранить деньги, оформлять кредиты и получать бонусы.
По словам юриста Александра Хаминского, такие платформы заинтересованы в прямом контроле над деньгами пользователей. Это позволяет удерживать клиента в своей системе и предлагать ему все больше финансовых продуктов. Глава Центробанка Эльвира Набиуллина также отмечала быстрый рост активов таких банков, хоть их доля в системе пока и невелика.
ЦБ уже готовит новые правила, чтобы ограничить влияние маркетплейсов на банковскую сферу и снизить риски, связанные с концентрацией капитала у отдельных игроков.
Пользователи таких банков получают ряд преимуществ:
Но есть и недостатки. Например, банковские карты и услуги часто работают только внутри маркетплейса. Если вы не являетесь постоянным покупателем, такие карты могут оказаться невыгодными. А встроенные предложения рассрочек и кредитов могут подталкивать к лишним тратам.
Кроме того, по словам эксперта, клиентские данные о покупках напрямую влияют на то, какие условия вам предложит банк — в том числе процентные ставки.
Технически карты таких банков защищены так же, как и обычные банковские карты. Но из-за популярности маркетплейсов они становятся интересной целью для мошенников. В 2024 году наблюдался рост кибератак на финансовый сектор, в том числе через подобные платформы.
Александр Хаминский советует оформлять карту маркетплейса, только если вы регулярно делаете на нем крупные покупки. В противном случае выгоды от бонусов и рассрочек могут быть минимальны. А для хранения сбережений и оформления крупных кредитов он рекомендует использовать классические банки.
Ранее сообщалось, что маркетплейсы нуждаются в жестком регулировании