В православной литургической практике дни рождения святых обычно не выделяются в отдельные праздники. Однако из этого правила существуют три значимых исключения: это Рождество Иисуса Христа, Иоанна Предтечи и Пресвятой Богородицы. Если Рождество Христово празднуется в январе, а рождение Иоанна Крестителя — в июле, то событие появления на свет Девы Марии приходится на сентябрь.
Данное торжество, наряду с Рождеством Христовым, входит в число 12 главных православных праздников и пользуется особым почитанием среди верующих. Ниже рассматривается история основания этого дня и традиции, связанные с его соблюдением.
Ключевые аспекты праздника:
В православном календаре дата этого праздника является фиксированной и неизменной из года в год.
Русская православная церковь отмечает его 21 сентября. В 2025 году это число выпадает на воскресенье, что позволит верующим посвятить весь день молитве и посещению богослужений без отвлечения на рабочие обязанности.
Согласно церковному уставу, празднование не ограничивается одним днем. Ему предшествует и завершает его особый период:
Таким образом, 21 сентября — это центральная дата многодневного праздничного цикла, посвященного Богородице.
Рождество Пресвятой Богородицы представляет собой один из 12 ключевых церковных праздников, которые в православной традиции именуются двунадесятыми. Эти торжества посвящены центральным событиям земного пути Иисуса Христа и Девы Марии. В отличие от переходящих праздников, дата этого события является фиксированной и неизменной каждый год: в православии его отмечают 21 сентября, в то время как в католицизме — 8 сентября (по григорианскому календарю).
Церковный год выстроен таким образом, что праздники связаны между собой логической последовательностью. За девять месяцев до Рождества Богородицы, 22 декабря, православные верующие отмечают Зачатие праведной Анной Пресвятой Богородицы. Этот день символизирует начало истории спасения.
Завершает же годовой богослужебный круг другой двунадесятый праздник — Успение Пресвятой Богородицы (28 августа). После него, согласно церковному учению, цикл начинается заново, и первым в нем становится именно Рождество Богородицы. Таким образом, это событие является отправной точкой в цепи евангельской истории, которая привела к воплощению Спасителя.
Известный православный проповедник и богослов протоиерей Олег Стеняев так объясняет богословское значение праздника:
«Рождество Пресвятой Богородицы — это не просто историческое воспоминание. Это начало нашего спасения. Вся ветхозаветная история была напряженным ожиданием, поиском той самой «достойной руки», которая сможет соткать божественную плоть Спасителя. И когда мы празднуем рождение Девы Марии, мы, по сути, празднуем рождение новой надежды для всего человечества.
Церковный год устроен очень мудро:
Это напоминает нам о цикличности духовной жизни: за всякой «смертью» для греха следует «рождение» для жизни во Христе.
И то, что праздник имеет непереходящую дату, символизирует его неизменность и фундаментальность в деле нашего искупления. Это краеугольный камень в истории спасения».
Рождество Пресвятой Богородицы занимает особое место среди 12 главных (двунадесятых) праздников Православной Церкви.
Он относится к категории непереходящих, что означает его ежегодное празднование в одну и ту же календарную дату — 21 сентября.
Богословское значение этого события заключается в том, что оно знаменует собой начало новой эры в истории человечества — эры спасения. С него берет свое начало цепочка величайших событий: рождение Иисуса Христа, Его крещение, распятие, светлое Воскресение и вознесение на небеса. Первые упоминания о праздновании относятся еще к V веку, что подчеркивает его глубокую древность и важность для христиан. В церковной традиции он по праву именуется «началом нашего спасения», так как рождение Девы Марии стало исполнением ветхозаветных пророчеств о скором пришествии в мир Мессии.
В основе праздника лежит история двух праведных жителей Иерусалима — Иоакима и Анны. Несмотря на свою глубокую веру и благочестие, супруги до глубокой старости не имели детей, что в ветхозаветные времена считалось признаком гнева Божия. Однако они не отчаивались и непрестанно молились о даровании им потомства.
Их молитва была услышана. Согласно Преданию, Анне явился ангел Господень и возвестил: «Твоя молитва услышана. Ты зачнешь и родишь Дочь, благословенную превыше всех земных дочерей. Ради Нее благословятся все роды земные. Нареки Ее Мария». Такое же видение в это время было и ее мужу Иоакиму.
Ровно через девять месяцев у престарелых супругов родилась Дочь, которую они, следуя повелению ангела, нарекли Марией. Эта долгожданная девочка, появившаяся на свет от самых праведных людей своего времени, была избрана Богом для того, чтобы стать Матерью Спасителя мира.
В праздничный день верующие обращаются к Пресвятой Богородице с особыми молитвами, благодаря Ее за заступничество и спасение человечества. Одна из главных молитв этого дня — Тропарь Рождества Богородицы — прославляет это событие как начало нашего спасения и источник радости для всего мира.
В своих молитвах христиане просят Богородицу:
Молитва в этот праздник — это не просто просьба, но и благодарность за начало Нового Завета между Богом и человеком.
Праздничное богослужение в православных храмах имеет глубокую символику и четкую структуру, посвященную событию. Оно начинается с вечера 20 сентября, в канун праздника, и состоит из двух основных частей: Всенощного бдения и Божественной литургии в сам день праздника.
1. Всенощное бдениеВсенощное бдение — это торжественное богослужение, совершаемое накануне воскресных дней и великих праздников.
Его центральной частью является вечерня, на которой читаются три паремии — избранные фрагменты из Ветхого Завета, прообразно раскрывающие смысл празднуемого события:
Также на службе поются особые песнопения: тропарь и величание (краткие молитвенные гимны, раскрывающие суть праздника), а также читаются каноны — поэтические произведения, прославляющие рождение Богородицы.
2. Божественная литургия. В самый день праздника, 21 сентября, служится Божественная литургия. На ней верующие не только молятся, но и участвуют в Таинстве Причастия, чтобы соединиться с Христом. На литургии также читается отрывок из Евангелия, посвященный празднику.
Примерное расписание богослужений в храмах:
Время начала служб может незначительно варьироваться в разных храмах, поэтому рекомендуется уточнять расписание на конкретном приходе.
Празднование этого события продолжается в течение шести дней: один день предпразднства (20 сентября) и четыре дня попразднства (с 22 по 25 сентября). В этот период верующие чтят память Богородицы через молитву, посещение храма и участие в богослужениях.
Праздник имеет глубокие народные корни, тесно переплетаясь с древними славянскими обычаями окончания сбора урожая.
Православная традиция сосредоточена не на строгих запретах, а на том, чтобы наполнить праздничный день благочестием и радостью. Главное — это настроить свой ум и сердце на молитву и благодарение.
Важно помнить: если возникают сомнения, лучше сосредоточиться на главном - молитве и добром отношении к близким, а не на формальном следовании запретам.
Иконография праздника сложилась в X-XI веках и отличается большой теплотой и глубиной бытовых деталей, что подчеркивает радость от события, которое стало зарей человеческого спасения.
Ключевые элементы композиции и их символика:
Цветовая гамма иконы часто светлая и радостная, с обилием золотых и пурпурных тонов, что подчеркивает торжественность момента. Вся композиция передает не только историческое событие, но и его всеобщую радость и значение для всего человечества: рождение Той, через Которую явится в мир Спаситель.