Воздвижение Честного и Животворящего Креста Господня — это один из двенадцати главных церковных праздников в православии. Его центральный смысл заключается не в скорби, а в радостном прославлении победы Иисуса Христа над смертью. Крест из орудия казни превратился в символ вечного спасения и источник надежды для всех верующих.
Празднование Дня Воздвижения Креста Господня происходит каждый год в одну и ту же дату — 27 сентября. Эта традиция остается неизменной на протяжении многих веков. 2025 год не станет исключением из общего правила. Согласно календарю, в указанном году праздничный день приходится на субботу.
История установления праздника Воздвижения Креста Господня уходит корнями в IV век и связана с двумя ключевыми событиями, которые Церковь вспоминает в этот день.
После того как равноапостольный император Константин Великий прекратил гонения на христиан, его мать, царица Елена, в возрасте около 80 лет отправилась в паломничество в Иерусалим. Ее целью было найти величайшую святыню — Крест, на котором был распят Спаситель. К IV веку языческие римские императоры, пытаясь уничтожить саму память о священных для христиан местах, засыпали землей Голгофу и Гроб Господень и возвели на их месте капище Венеры.
После долгих раскопок на месте Голгофы были обнаружены три креста. Чтобы определить, который из них является Крестом Христовым, Иерусалимский патриарх Макарий предложил приложить каждый по очереди к тяжелобольной женщине. Когда та исцелилась после прикосновения к одному из крестов, все собравшиеся не усомнились, что обретена истинная святыня. По другому преданию, от этого Креста воскрес умерший, которого несли по улице для погребения. Поэтому Крест и был назван Животворящим.
В VII веке произошло второе знаменательное событие, также отмечаемое в этот праздник. Персидский царь Хосров II, захватив Иерусалим, разграбил город и похитил Древо Животворящего Креста Господня. Святыня оставалась в плену более десяти лет. Лишь при византийском императоре Ираклии, одержавшем победу над персами, христианская реликвия была возвращена в Иерусалим.
По преданию, император Ираклий, одетый в царские одежды и золотой венец, нес Крест на Голгофу. Но у входа на гору путь ему преградила невидимая сила. Патриарх Захария пояснил императору, что тот не может так, с царской пышностью, пройти тем же путем, которым шел на крестные страдания Христос в уничижении и смирении. Император, сняв богатые одежды и обувь, облачился в простую одежду и босиком внес святыню на Голгофу.
Именно в память об этих двух событиях — обретении и возвращении Креста — был установлен праздник, получивший название Воздвижение, что означает «поднятие». В его основе лежит церковный обряд поднятия Креста для обозрения всеми собравшимися в храме, чтобы каждый верующий мог воздать ему поклонение.
Праздник Воздвижения Креста Господня является не просто историческим воспоминанием. Он имеет глубочайшее богословское и духовное значение, раскрывающее саму суть христианской веры и ее центральный символ.
В отличие от языческого восприятия, где крест был орудием позорной казни, для христиан он стал знамением искупления и торжества жизни над смертью. Через добровольные страдания и смерть на Кресте Христос победил грех и даровал человечеству возможность вечной жизни. Поэтому в церковных песнопениях Крест прославляется как «красота Церкви», «царей держава» и «верных утверждение».
Само действие воздвижения — поднятия Креста — символизирует его вознесение над миром как знамя этой победы. Он становится ориентиром и духовным компасом для каждого верующего. Это действие указывает на вселенский масштаб жертвы Христа: благодать спасения изливается на всех людей — на восток и запад, север и юг.
Для верующего праздник имеет и глубоко личное значение. Слова Христа: «Кто хочет идти за Мною, отвергнись себя, и возьми крест свой, и следуй за Мною» (Мк. 8:34) — напрямую связаны с этим днем.
Таким образом, Животворящий Крест — это не реликвия прошлого, а живой символ, который дает верующему:
Именно поэтому в день праздника Церковь призывает верующих не к скорби, а к радостному прославлению Креста как великой силы Божией, освящающей и спасающей мир.
Богослужение праздника Воздвижения Креста Господня отличается особой торжественностью и уникальными обрядами, которые совершаются только в этот день. Оно имеет ряд строгих уставных особенностей, подчеркивающих величие и скорбно-радостный характер события.
Главная особенность службы — чин воздвижения Креста, который совершается на утрене, после великого славословия. Во время пения специальных молитв-стихир настоятель храма, облаченный в фиолетовые богослужебные одежды, выносит из алтаря украшенный цветами Крест и возлагает его на аналой посреди храма.
Затем, при пении многократного «Господи, помилуй», священник пять раз совершает воздвижение — то есть осенение крестом сторон света: на восток, запад, юг, север и снова на восток. Это действие символизирует распространение благодати Божией на весь мир и всеобщее поклонение Кресту как орудию спасения.
После чина воздвижения Животворящий Крест торжественно полагается на аналой, и все священнослужители, а затем и верующие, совершают перед ним троекратное земное поклонение под пение особого песнопения: «Кресту Твоему покланяемся, Владыко, и святое Воскресение Твое славим».
В течение последующей недели, до самого отдания праздника (4 октября), Крест остается в центре храма для поклонения верующих.
Даже если праздник выпадает на воскресенье, 27 сентября установлен строгий пост. Устав предписывает употребление в пищу только растительных продуктов без использования растительного масла. Эта мера воздержания напоминает о страданиях Христа и призывает к сосредоточенности и молитве.
Богослужебные тексты дня (стихиры, канон, тропарь и кондак) имеют исключительную глубину. Они раскрывают богословское значение Креста, прославляют его как орудие спасения и содержат молитвенные прошения о помощи и заступлении через эту великую святыню.
Таким образом, вся служба праздника через слово, обряд и песнопение направляет верующих к осмыслению и личному переживанию спасительной жертвы Христовой.
Праздник Воздвижения сочетает в себе как церковные предписания, так и укоренившиеся в народе традиции, основанные на благоговении перед этим днем.
Важно. Народные традиции также содержали ряд запретов, связанных с суевериями (например, не ходить в лес, чтобы не встретиться с лешим, или не оставлять двери открытыми, чтобы пресмыкающиеся не заползли в дом на зимовку). Церковь не поддерживает такие суеверия, относя их к пережиткам язычества. Главный фокус должен быть на духовной, а не на бытовой или магической стороне праздника.
Обряды и обычаи дня Воздвижения Креста Господня глубоко укоренены в истории и разделяются на церковные и сложившиеся в народной культуре.
С точки зрения церковного устава, праздник требует от верующих особого настроя и соблюдения определенных правил. Этот день следует посвятить молитвенному служению Богу и делам милосердия по отношению к ближним. Важнейшей традицией является посещение храма, где совершается торжественное богослужение с чином воздвижения Креста. Верующим также рекомендуется подготовиться и приступить к таинствам Исповеди и Причастия.
Важной и неотъемлемой частью праздника является строгий пост, установленный в память о крестных страданиях Спасителя. Согласно церковному уставу, не принято употреблять в пищу продукты животного происхождения: мясо, молоко, яйца и рыбу. Рацион в этот день ограничивается растительной пищей: овощами, фруктами и крупами.
В народной традиции с днем Воздвижения также было связано множество оберёгов и поверий. Испокон веков существовал благочестивый обычай возводить в этот день небольшие часовни и церкви, а также устанавливать придорожные кресты. Другой распространенной традицией был обход полей с иконами для совершения молитвы о будущем хорошем урожае.
На Руси христианские традиции тесно переплелись с языческими представлениями о мире, что породило второе название праздника — Ставров день или Третьи Осенины. Эта дата символизировала окончательную встречу осени и приближение зимы. О смене времен года красноречиво свидетельствуют народные поговорки: «На Воздвиженье кафтан с шубой сдвинулся» или «Воздвиженье осень зиме навстречу двигает».
С праздником связано множество бытовых запретов, основанных на благоговении перед этим днем. Считалось, что нельзя начинать никаких важных дел — они могли пойти наперекось и не иметь успеха.
Под строгим запретом была и работа в лесу, так как верили, что в это время медведи устраивают берлоги, а леший может сбить с пути. Чтобы уберечь дом от всякого зла, на дверях и воротах рисовали кресты углем или мелом, а в хлеву освященные ветки вербы складывали крест-накрест.
Народный календарь на Воздвижение был тесно связан с наблюдениями за природой. Люди подмечали: если в этот день журавли летят неспешно и высоко, осень будет протяжной и теплой. Резкое похолодание и утренние заморозки, напротив, предсказывали раннюю и суровую зиму. Говорили: «Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась», что означало окончание жатвы и полное погружение в осенние заботы.
Поздравления с Воздвижением Креста Господня традиционно носят не бытовой, а духовный характер. Они призваны не просто отметить событие, но напомнить о его глубоком смысле — всепобеждающей силе веры, жертвенной любви и надежде на спасение.
Примеры поздравлений в прозе:
Короткие поздравления для открытки:
Главное в поздравлении — искренность и пожелание помощи Божией через поклонение великой святыне.