Церковь вспоминает 18 июня священномученика Дорофея Тирского, пострадавшего за веру во времена гонения на христиан при императоре Диоклетиане, а восточные славяне отмечали Дорофеев день (Дорофей или Воробьиные ночи) — с этого дня ночи становились самыми короткими в году. Специально для REGIONS специалист по Древней Руси Евгений Ельцов рассказа про историю и обычаи праздника.
Дорофей, епископ Тирский (III–IV вв.)
Скрывался от гонений Диоклетиана, но при св. Константине Великом вернулся и 50 лет управлял паствой, обращая язычников. При Юлиане Отступнике (361–363) 107-летнего старца схватили в городе Уд (сейчас Варна) и за отказ отречься от Христа замучили до смерти.
«Священномученику Дорофею некоторые приписывают составление „Синопсиса“ — собрания сказаний, и житий святых пророков и апостолов», — комментирует Ельцов.
Дорофеев день (Дорофей — Воробьиные ночи)
Его называют еще «День сон-травы» из-за цветения этого загадочного растения. Считалось, что узнать «правильную» сон-траву (или прострел) можно, опустив ее в ключевую воду в полнолуние: она непременно должна зашевелиться.
«Наши предки говорили: кто носит сон-траву при себе, от того дьявол бежит; в доме ее иметь — добро наживать; а хоромы строить — под угол класть, спокойно жить. Траву собирали ранним утром, на заре, аккуратно срывая и кладя под подушку или в карман, на удачу и пророческие сновидения. Именно в Дорофеев день, по поверьям, трава наделена особой силой», — рассказывает Ельцов.
Добавляет, что ночь на Дорофея считалось особенно опасной: якобы по земле бродит нечистая сила, и случайная встреча с ней может обернуться болезнью или несчастьем — даже обычная прогулка после заката воспринималась как риск.
Ранее REGIONS рассказывал историю и традиции дня Митрофана Навозника.