Созерцать птиц — это замечательная возможность переключиться и эмоционально «перенастроиться»
Праздник — Международный День рисования птиц — зародился во время Второй мировой войны. Считается, что его основоположницей стала маленькая племянница солдата, потерявшего в бою ногу. Малышка Дори, навещавшая его в госпитале, попросила нарисовать ей птицу. Как оказалось, занятие помогло отвлечь от грустных мыслей солдат и понять, что счастье скрывается в самых простых вещах. Позже по всему миру люди рисовали певчих с верой в светлое будущее и оптимизмом.
Работы черноголовской художницы Елены Мусатовой, как раз такие: наполненные радостью и любовью к окружающему миру. Ее картины участвовали в престижных выставках в городах Китая, Турции, Индии и др. Ее первой нарисованной птицей был ястреб-перепелятник, а самой любимой из пернатых является чибис.
«Она необычная, у нее потрясающие крылья, а еще она одновременно цветная и черно-белая. Присмотритесь, это удивительное создание», — поясняет Елена Мусатова.
И хотя художница пишет не только птиц, пернатые для нее — очень особенная тема. Именно через птиц она открыла для себя акварель, когда на просторах интернета ей попались работы канадского художника-акварелиста Карла Мартенса. Тогда все тюбики с маслом на несколько лет ушли в темноту закрытого ящика.
«Различные материалы могут подчеркивать и усиливать конкретные сюжеты. В случае птиц — никакая другая краска так не передает это ощущение легкости и „воздуха“, которое мы ассоциируем с птичьим полетом. Так что совершенно очевидно: птицы и акварель — идеальная пара», — поясняет Елена Мусатова.
Художница считает, что акварели с птицей в интерьере — это лучшее украшение любого дома. Они вписываются в любой стиль, в помещение любого назначения, и всегда, всегда притягивают к себе взгляд.
«В конце концов, картины, которые висят на наших стенах, это приглашение мысленно переместиться в изображенную атмосферу. Созерцать птиц — это замечательная возможность переключится и эмоционально „перенастроиться“. А еще и увлеклась бердвотчингом, и это, конечно, расширило мое восприятие птичьего мира и углубляет мою живопись», — делится своими мыслями Елена.
Что самое главное в технике рисования птиц
Как поясняет Елена Мусатова, чтобы написать одну картину иногда хватает и одного дня, а иногда только за неделю можно управиться. Разные птицы даются по-разному.
Часть работы девушка обычно выполняет в технике «по-сырому». Это когда лист бумаги сначала смачивается водой, затем на влажную поверхность наносится краска. В результате получаются красивые акварельные переливы. На этом этапе можно делать различные спецэффекты: можно посыпать кристаллами соли или побрызгать водой. Так создается фон для будущей картины. А вот основная работа — все детали — пишутся уже «по-сухому». По словам Елены, это более филигранная работа — художница любит достоверность и старается сделать образ реалистичным.
«Особое внимание всегда уделяю глазам. Мне кажется, если получились глаза, а все остальное „не очень“ — все равно картину будет приятно рассматривать. А если глаза не получились — то ничего не выйдет, придется переделывать», — делится профессиональным секретом Елена.
Художница призналась, что самой любимой работы у нее нет. Просто есть картины, глядя на которые она слышит внутреннее «бинго». А есть те, где этого чувства нет — но это не значит, что они не приходятся по душе зрителям.
«Я смотрю на небо и знаю, какие краски нужно смешать»: когда ты не стала художницей, а родилась ею
Елена Мусатова не стала художницей, а родилась ею. С детства ее любимым занятием было рисование. Хотя так случилось, что ни в художественную школу, ни в художественный вуз она даже не пыталась попасть.В институте изучала коммерцию и маркетинг. Затем были 15 лет успешной карьеры в крупной международной компании в сегменте B2B. А дальше девушка оказалась перед выбором: либо продолжать, либо попробовать свои силы как художник.
«И я сделала свой выбор. Я смотрю на небо и знаю, какие краски нужно смешать, чтобы получить цвет каждого облака. Этот процесс идет внутри постоянно, даже когда я заправляю машину, выбираю помидоры в магазине, спешу в школу забирать детей. Так что, наверное, можно сказать, художницей я была всегда и остаюсь ею по сей день, и просто постепенно перестаю заниматься тем, что не соответствует моей природе», — говорит Елена.
О профессиональных успехах и планах
Работы Елены Мусатовой были представлены на престижных выставках в городах Китая, Турции, Индии и других городах. И везде ее акварели очень тепло были встречены. Елене посчастливилось провести мастер-класс в Пекинском музее всемирного искусства, после чего публика выстроилась в очередь, чтобы пообщаться, посмотреть вблизи работы художницы. Люди просили написать им, когда онлайн уроки станут доступны в Китае. Некоторые работы тогда купили. В Индии работа Елены Мусатовой выставлялись в галерее Амита Капура, художника с мировым именем, участие в выставке которого, большая честь для современных живописцев.
«В Турции я участвовала в коллективной выставке, одной из крупнейших в стране. Поскольку на Востоке больше любят фигуративное искусство, реализм — моя работа также вызвала массу положительных отзывов. На мой взгляд, русская живопись — это вообще непостижимая глубина творчества, поэтому зрители в других странах созерцают работы русских художников с неподдельным восхищением», — рассказывает Елена.
Елена Мусатова поделилась своими творческими планами. Сейчас она готовит серию картин масляной живописи. Художница пообещала обязательно дать знать, когда работа будет завершена, и будет привозить новые картины в родную Черноголовку.
Проект «Чудо в перьях» будет продолжать выставляться в различных галереях — планы по этому проекту намечены уже и на 2026 год. Посмотреть выставку в Черноголовке можно до 14 апреля в арт-пространство «Восход». Адрес: Институтский проспект, д. 8.
Ранее сообщалось, где жители Черноголовки могут научиться создавать текстурные картины.