Ольга, родившаяся в языческой семье под именем Хельга, стала супругой киевского князя Игоря. После его гибели в 945 году она взяла власть в свои руки, управляя государством от имени малолетнего сына Святослава. Княгиня прославилась не только как талантливый политик, проводивший важные реформы, но и как мстительница древлян, убивших ее мужа.
Значимым событием в ее жизни стало крещение в Константинополе в 957 году. Приняв христианство, она получила имя Елена и активно способствовала распространению новой веры на Руси, несмотря на то, что ее сын и внук Владимир долгое время оставались язычниками. Именно она заложила духовные основы, которые позже привели к крещению всей Руси при Владимире.
В 1547 году Ольга была причислена к лику святых как равноапостольная, став одной из немногих женщин, удостоенных этого высокого звания.
Народная память о княгине связана не только с ее государственной деятельностью, но и с заботой о простом народе. В день ее памяти, приходящийся на разгар полевых работ, крестьяне молились святой Ольге о хорошей погоде и успешном завершении уборки урожая. Отсюда и прозвище — Ольга Страдница.
Этот день также называли Стожарами — по имени звездного скопления, сияние которого, как верили, предвещало богатый урожай.
Народные поверья приписывали этому дню особую силу. Гром в этот день мог обещать либо тихий дождь, либо ливень, а падение желтых листьев — раннюю осень. Люди наблюдали за поведением животных: громкий стрекот сулил жару, а низкий полет ласточек — ненастье.
Считалось, что усердная работа в этот день принесет богатство, а молитвы к святой Ольге помогут в семейных делах, особенно одиноким женщинам.
Предки особенно внимательно относились к поведению в день памяти Ольги Страдницы, считая, что соблюдение определенных правил помогает избежать бед, привлечь удачу и сохранить семейный уют. Народные поверья гласили, что пренебрежение этими обычаями может повлечь неприятности как для отдельного человека, так и для всего дома.
Считалось, что в этот день домовой отдыхает. Поэтому любая домашняя работа — уборка, стирка, глажка — могла его рассердить. Последствия могли оказаться самыми разными: от мелких бытовых неприятностей до крупных ссор и конфликтов между родными. Единственными разрешенными трудами считались полевые и огородные работы, воспринимавшиеся как богоугодное дело.
Особую опасность представляло посещение бани вечером. Народ верил, что в этот день банный дух особенно обижен и чувствителен. Его можно было рассердить, и тогда он навредит здоровью. Днем купаться тоже не рекомендовалось — считалось, что вместе с водой можно «смыть» удачу, здоровье и даже жизненную силу.
Финансовые операции также были под запретом. Ни в коем случае нельзя было ни давать, ни брать взаймы деньги. Глубокое убеждение гласило: вместе с деньгами можно было получить чужую, зачастую не самую лучшую, судьбу. Поэтому любые денежные дела могли грозить потерей собственного благополучия.
В этот день старались избегать любых ссор и конфликтов. Даже небольшая перепалка, по поверьям, могла вылиться в продолжительную вражду. Более того, ссоры грозили не только личными проблемами, но и материальными потерями.
Несмотря на то, что незамужние девушки в этот день молились о встрече со своей судьбой, разговоры о свадьбах были под строгим табу. Обсуждение помолвок, венчаний и свадеб считалось крайне несчастливой приметой, способной отпугнуть будущее счастье.
Выносить вещи из дома также не рекомендовалось. Считалось, что вместе с предметами можно было невольно «вынести» из дома благополучие, уют и семейную гармонию. Даже мелочи не следовало выносить за порог жилища.
Ранее священник рассказывал, как не попасть в ловушку колдунов в православных храмах.