С 1 сентября 2025 года российские банки запускают новый сервис под названием «вторая рука» — инструмент, призванный усилить защиту клиентов от финансовых мошенников. Теперь владелец счета сможет назначить доверенное лицо — родственника или близкого друга, — который будет получать уведомления о крупных или подозрительных операциях и иметь право подтверждать или блокировать их.
При этом у «помощника» не будет доступа к банковскому счету, не будет возможности снимать деньги или совершать переводы самостоятельно. Его роль — быть «вторым мнением» в критический момент, особенно когда клиент может оказаться под психологическим давлением со стороны мошенников.
Сервис направлен, в первую очередь, на защиту пожилых людей, часто становящихся жертвами телефонного обмана. Также он поможет родителям контролировать финансовые операции подростков, которые все чаще случайно или под влиянием злоумышленников участвуют в схемах дропперства — передачи своих карт для обналичивания криминальных средств.
На принятие решения у доверенного лица будет 12 часов с момента получения уведомления. Если за это время реакции не последует, операция пройдет автоматически. Подключить сервис может только сам клиент — ни банк, ни третьи лица не вправе инициировать его без согласия владельца счета.
Сервис будет работать при переводах по Системе быстрых платежей (СБП), с использованием банковских карт, а также при снятии крупных сумм наличных.
Анна Петрова, эксперт по кибербезопасности из Дубны, отметила, что сервис «вторая рука» является важным шагом в сторону гуманизации цифровой безопасности.
«Однако важно понимать: доверенное лицо должно быть не просто близким человеком, а осведомленным и ответственным. Родителям стоит заранее обсудить с подростками правила пользования картой, а пожилым — договориться с родственниками о том, какие операции считаются „подозрительными“. Без этого механизм может не сработать или вызвать ложные срабатывания», — пояснила Анна Петрова.
Ранее REGIONS сообщал, что в мессенджере МАХ запустили интеграцию с «Госключом».