Общественное мнение о покинувших российский рынок западных брендах кардинально изменилось за последние годы. Если в 2022 году уход иностранных компаний вызывал у россиян широкий спектр негативных эмоций, то сейчас ситуация полностью изменилась, сообщил гендиректор ВЦИОМ Валерий Федоров в интервью ТАСС.
По словам эксперта, граждане успешно адаптировались к новым условиям потребительского рынка. Показательным примером стала ситуация с сетью ресторанов быстрого питания.
Эмоциональная реакция общества на уход западных брендов претерпела существенную трансформацию. Если раньше люди испытывали отчаяние и недовольство, то сейчас многие заняли принципиальную позицию. По словам Федорова, некоторые потребители даже высказывают готовность отказаться от товаров вернувшихся брендов, руководствуясь принципом недоверия к компаниям, покинувшим рынок в сложный период.
Географический фактор также сыграл свою роль в процессе адаптации. Как отметил руководитель ВЦИОМ, присутствие таких крупных международных компаний, как IKEA, было неравномерно по территории России, что облегчило процесс переориентации потребителей на альтернативные варианты.
Сегодня эксперты отмечают полную стабилизацию ситуации на потребительском рынке и формирование новой модели поведения российских покупателей, основанной на поддержке отечественных производителей.
Ранее экономист спрогнозировал возвращение доступной ипотеки.