
Российский рынок пива вступает в сложный период, столкнувшись с одновременным падением спроса и ростом издержек. После резкого увеличения потребления в 2024 году, которое было во многом связано с аномально жаркой погодой, в 2025-м продажи пенного напитка существенно сократились. Как рассказал в интервью URA.ru вице-президент Федерации рестораторов и отельеров России Алексей Небольсин, розничная реализация пива в текущем году просела почти на 17%.
Основной причиной текущих и будущих повышений цен эксперт называет резкий рост акцизных сборов. Если раньше акциз на пиво увеличивался примерно на рубль в год, то теперь прирост составляет 3-4 рубля. Дополнительную налоговую нагрузку создаст и введение в 2026 году базовой ставки НДС в 22%. Помимо фискальных факторов, дорожают сырье и логистика: подорожали бутылки, гофротара и транспортные расходы. Поставщики, многие из которых работают по упрощенной системе налогообложения, также вынуждены поднимать цены в преддверии снижения порога доходов для перехода на УСН с ₽60 млн до ₽20 млн.
«Уже в этом году розничные продажи пива просели почти на 17%. Правда, производство, по официальной статистике, упало всего на 0,5%. Но его объемы пока искусственно завышены за счет маркировки „Честный знак“. Я уверен, что и число производителей, и объемы производства тоже уменьшаются вместе с реализацией, потому что склады затоварены», — отметил Небольсин.
На фоне внутренних трудностей отечественным пивоварам, по мнению эксперта, предстоит столкнуться с усилением конкуренции со стороны импорта. Рекордно низкий курс евро и доллара делает европейскую, мексиканскую и южноамериканскую продукцию более доступной на российском рынке. При этом, как подчеркивает Небольсин, несмотря на повышение пошлин, европейские бренды, особенно немецкие, чешские и бельгийские, остаются для многих потребителей символом качества. Российские производители, по его словам, многому научились, но до уровня, например, бельгийского траппистского пива еще не дотягивают.
Вкусовые предпочтения россиян, по наблюдениям эксперта, достаточно консервативны. С большим отрывом лидирует «живое» нефильтрованное непастеризованное пиво в стиле легендарного «Жигулевского». Также популярны мартовское, бархатное, пшеничное и различные крафтовые сорта с добавками, такие как грейпфрутовые сауэры или кофейные стауты. Что касается безалкогольного пива, то его рост продаж Небольсин называет «эффектом низкой базы» и сомневается в честности производства этого напитка небольшими пивоварнями из-за дороговизны необходимого оборудования.
Подводя итог, Алексей Небольсин заявил, что 2026 год будет тяжелым для пивоваренной отрасли, некоторые производители, возможно, будут закрываться, а потребление еще снизится.
Ранее сообщалось, что эстрогены в пиве могут вызвать смену половой ориентации у мужчин.