
Счетная палата выявила серьезные недостатки в деятельности государственного АО «Почта России». Среди них убытки, низкая отдача от субсидий и невыполнение задач по развитию почтовой связи в России. Результаты аудита деятельности компании и использования средств, выделенных ей из бюджета, направлены в правительство и Генпрокуратуру.
По данным Счетной палаты, с 2020 года долги «Почты России» выросли на 70% и по состоянию на первый квартал 2025 года составили ₽128,3 млрд. Расходы на обслуживание долгов компании увеличились на 80% — до почти ₽11 млрд. При этом аудиторы констатируют, что акционерное общество не контролирует отношение чистого долга к показателям прибыльности, а лимит заимствований не установлен.
Что касается многочисленных объектов недвижимости, принадлежащих госкомпании, то средний уровень их износа составил на момент аудита 70%.
Порядка 2 тыс. полностью или частично свободных объектов недвижимости «Почта России» никак не использует, те есть не пытается извлечь прибыль. В качестве примера аудиторы приводят загрузку Павелецкого железнодорожного почтамта площадью 23,6 тыс. кв. м на Садовом кольце в Москве и нового логистического центра «Внуково» площадью 55 тыс. кв. м — загруженность этих объектов, по данным Счетной палаты, не превышает 15%.
Осенью 2023 года председатель Совета Федерации Валентина Матвиенко заявила, что если власти отложат поиск решения проблем «Почты России» в долгий ящик, то «финансовая дыра превратится в огромную яму, куда все провалится».
Из 3355 почтовых отделений за последние три года были модернизированы лишь 723, хотя на это компании были выделены бюджетные инвестиции в объеме ₽17 млрд. Перечнем почтовых отделений, подлежащих ремонту и модернизации, «Почта России» на сегодняшний день не располагает. Это создает риски невыполнения поручения президента по модернизации более 25 тыс. отделений до 2030 года. За невыполнение плана по модернизации отделений компания была оштрафована на ₽50 млн.
В аудиторском отчете говорится также, что на 1 января 2024 года в России не работало каждое шестое почтовое отделение, то есть более 6 тыс. Причины — в неукомплектованности штата, нерентабельности и отсутствии помещений. Ситуация стабильно ухудшается.
«Одной из главных причин кризиса в компании остается слабость менеджмента и отсутствие стратегического курса. Стратегия не учитывает изменения конъюнктуры в условиях санкций, цели не привязаны к исполнителям, а ключевые показатели эффективности на 2024 год были утверждены за день до его окончания. За последние пять лет структура управления менялась 25 раз, гендиректоры менялись трижды. Штат советников вырос на 65 процентов, фонд оплаты их труда — на 50 процентов. Средний срок работы заместителей директора не превышает полутора лет, что исключает преемственность», — говорит эксперт в области интеграции бизнес-процессов в технологических компаниях, генеральный директор ООО «РИ» Артем Кудрин.
По его словам, руководителям финансового блока «Почты России» не удалось организовать учет доходов и расходов по видам деятельности компании. Один из примеров: провал проектов «Почта Парк» и сети почтоматов. Лишь в 2024 году компания признала убыточность проектов и начала сокращать расходы. Кудрин уточняет, что трафик посылок оказался в 30 раз ниже плана, а совокупный убыток достиг почти ₽2 млрд.
Эксперт REGIONS считает, что чрезмерно широкий перечень услуг, предоставляемых «Почтой России», создает большую нагрузку: компания одновременно занимается логистикой, розницей, рекламой, подпиской, финтех-проектами и другими видами деятельности. Такая продуктовая корзина требует сложной координации, но при нынешнем уровне управления ведет к росту финансовых издержек и потере фокуса на ключевых направлениях, констатирует Кудрин и отмечает, что цифровизация снижает объемы корреспонденции, а частные операторы и маркетплейсы забирают наиболее прибыльные ниши. К тому же «Почта России» по закону обязана обслуживать даже самые удаленные населенные пункты, что приводит к пустым пробегам по убыточным маршрутам.
«Для выхода из кризиса „Почте России“ необходима системная трансформация: утверждение новой стратегии с понятными показателями эффективности, сокращение дублирующих управленческих функций и стабилизация кадров; пересмотр продуктовой линейки с фокусом на логистику и социально значимые услуги, а также ускоренная цифровизация ключевых процессов», — говорит Артем Кудрин и напоминает, что с похожими проблемами столкнулись и зарубежные операторы: Canada Post седьмой год убыточна, Post Nord (Норвегия) прекратит доставку писем в 2025 году, Australia Post и Royal Mail (Великобритания) также фиксируют убытки несколько лет подряд.
Как сообщал REGIONS со ссылкой на Мингосуправления Подмосковья, в почтовых отделения Московской области с начала 2025 года оформлено почти 500 страховых полисов «Антиклещ». Страховка предлагает защиту от болезней, передающихся через укусы насекомых. Спрос на такие полисы традиционно увеличивается в апреле и мае, когда начинается активизация клещей, отметили в министерстве. В 2025 году теплая погода способствовала раннему появлению клещей. Программа «Антиклещ» охватывает широкий спектр услуг, включая удаление клеща, вакцинацию, лечение заболеваний и реабилитацию. Полис стоит от ₽300 и действует 12 месяцев.