В начале марта 2025 года жители нескольких домов в Красногорске получили платежки, которые вызвали волну возмущения и непонимания. Речь идет о графе «Отопление (Корректировка за 2024 год)». В этом факте пока нет ничего необычного. Корректировка платы за отопление — это ежегодный перерасчет платы за отопление, который делают всем жителям домов, где установлены общедомовые приборы учета тепловой энергии. Разница между расчетом за реально потребленное тепло (которое показывают общедомовые приборы учета) и начислениями жителей за расчетный год — это и есть годовая корректировка.
Она может быть как в сторону доначисления платы, так и в сторону возврата и индивидуальна для каждого дома. Корректировки законны, они предусмотрены порядком начисления платы за коммунальные услуги, утвержденным постановлением правительства РФ.
Как и другие собственники жилья, жители Красногорска ежегодно доплачивали какую-то сумму в счет такой корректировки. Обычно она была незначительной, либо перерасчет и вовсе был в пользу жильцов. Однако на этот раз все было иначе.
Владельцы жилья получили от 5 до ₽11 тыс. в результате корректировки по итогу 2024 года. По какой причине им выставили такие счета, есть ли в расчетах ошибка — пока неизвестно. Чтобы понять, кто прав, жители пошли в УК. При этом речь идет не о единичном случае, а о жителях сразу нескольких многоквартирных домов по улице Спасской, Егорова в Красногорске.
«Нашими домами управляет УК «Красногорье-ДЭЗ». Раньше все коммунальные платежи мы оплачивали им. Несколько лет назад появились уведомления по подъездам, что теперь оплачивать мы должны за тепловую энергию в ООО «ТеплоВодоСнабжение» (далее сокращенно ООО «ТВС». — Прим. ред.) и ООО «Коммунальные платежи». Сейчас нам пришли платежки сразу от двух данных организаций. У меня однокомнатная квартира, и мне пришел счет на ₽5 тыс. То есть мы весь год исправно оплачивали по счетчикам, а теперь нам говорят платить еще дополнительные деньги. За что мы должны платить?» — возмущается жительница дома № 4 по ул. Спасской Анастасия.
Такие же непонятные, но довольно внушительные дополнительные платежки пришли и к другим жителям домов двух близлежащих улиц. Сумма доначислений за «корректировку» варьируется от 5 до ₽11 тыс. в зависимости от площади квартиры. Так, жительница того же дома Татьяна неожиданно для нее оказалась должна еще ₽11 тыс.
«От ООО «Коммунальные платежи» мне пришла платежка на оплату ₽4 тыс., а от ООО «ТВС» — на ₽7 с лишних тыс. У меня трехкомнатная квартира, 96 кв. м. Я лично не собираюсь оплачивать такую сумму неизвестно за что. Мне говорили, что при оплате по куар-коду сумму нельзя поделить, но оказалось, что при оплате через Сбербанк это возможно. Я решила так: оплатила три суммы ООО «КП», указав что вот сумма за отопление по счетчикам, вот за горячую воду, а вот 200₽ — минимальная сумма в счет погашения долга за корректировку», — сообщила Татьяна.
При этом никто из жителей не понимает, почему квитки на оплату пришли сразу от двух сторон. Так, ООО «ТеплоВодоСнабжение» — числится как ресурсоснабжающая организация, а ООО «Коммунальные платежи» согласно ОКВЭД ведет «деятельность по приему платежей физических лиц платежными агентами». Жителей призывают заплатить почему-то сразу в обе организации одновременно.
По словам Татьяны, в настоящий момент она пишет обращения в ООО «ТВС» с требованием предоставить все расчеты по их дому: данные по показаниям общедомового прибора учета тепла, количество потребленной тепловой энергии, рассчитанной поквартирно, а также за весь дом и прочее.
«По закону каждый собственник имеет право проверять корректность расчетов. Потребовать акты. Мы напишем официальное заявление с требованием предоставить все данные. Если нам откажут, пойдем в другие инстанции. Они ожидают, что люди повозмущаются и оплатят все, но так быть не должно. Я пока не понимаю, кто и какую тут допустил ошибку и есть ли она, но надо разбираться во всем досконально», — отмечает жительница дома.
Нервозность ситуации придает тот факт, что добропорядочные плательщики не хотят копить долги и пени, а некоторым, например получателям субсидии на оплату коммунальных услуг, вообще нельзя задерживать с оплатой платежек. Кроме того, тем, кто не оплатил по новым платежкам, начали поступать странные телефонные звонки.
«Соседи говорят, что им начали звонить неизвестные люди, возможно, коллекторы. Они звонят, угрожают: «Мы по поводу квитанции за тепло. Вы платить вообще будете? Или мы будем другими методами решать вопрос». Мы не знаем, кто именно это звонит. Из «ООО-шек» люди, которые отвечают за сбор денег, или, может быть, вообще посторонние люди, или мошенники? Мы проверяли номера — они зарегистрированы на какие-то незнакомые нам ИП», — рассказала REGIONS Анастасия.
Сразу после получения квитанций люди поехали разбираться с отправителями платежек лично. Но и этот шаг ясности не внес.
«Там не пробьешься сейчас, просто стена плача. Очереди, крики. Все пытаются выяснить что-то, и никто ничего толком не говорит. ООО «ТВС» ссылается на постановление правительства, корректировку ежегодную. Но ведь мы в предыдущие годы тоже платили за общедомовые территории, однако не такие суммы. Такое ощущение, что цифры взяты с потолка. За холодный год, когда зимой было -20 корректировка за теплоснабжение у нас была минимальной, а за год с теплой зимой, когда на улице был сплошной плюс, — корректировка в разы больше. В чем логика?» — недоумевает жительница Красногорска.
Юрист Елена Иванова разъяснила REGIONS, с чем могут быть связаны завышенные суммы по корректировке.
«В каждом случае нужно разбираться индивидуально. Причины могут быть разные. Например, общедомовой счетчик могли отдать на поверку или на ремонт, а затем задержаться с вводом в эксплуатацию уже поверенного счетчика. Тогда в этот временной период жителям, как правило, начисляют суммы за тепло согласно нормативам, а это, конечно, дороже, чем по показаниям счетчика. Другая причина — неправильные монтаж и пусконаладка приборов учета после ремонта или поверки. Либо могла быть допущена ошибка в расчетах ресурсоснабжающей организации. Также могли ошибиться те, кто передавал показания в ресурсоснабжающую организацию», — поясняет правозащитник.
Как уточнил юрист, еще одна причина увеличения платежа по корректировке — климатические особенности сезона: в одном году зима может быть холодной, и дом может потреблять много тепла, а в следующем все будет наоборот. Но, судя по теплой зиме в Подмосковье в 2024 году, будет логично этот фактор исключить.
Кроме того, по словам эксперта, экономичность расходования тепла домом напрямую зависит от того, насколько грамотно управляющая организация проводит работу по энергосбережению: проверяет ли состояние системы отопления и горячей воды (устранение утечек, восстановление изоляции). Утепляет ли фасады, кровли, подвалы и подъезды. Установили ли в доме, к примеру, автоматизированные балансировочные клапаны (они снижают энергопотребление системы отопления) и многое другое.
В практике Ивановой был случай, когда жители многоквартирного дома также столкнулись с дополнительными платежами в размере от 5 до ₽10 тыс. Как советует правозащитник, в таких случаях прежде всего нужно разобраться, откуда взялись дополнительные суммы.
«Мы с жителями обратились в жилинспекцию через официальный сайт с требованием проверить правильность расчета. Запросили суточные отчеты. Изучая документы, я обнаружила, что в течение года работу общедомового счетчика тепла приостанавливали. Прибор отправляли на поверку и опломбировку, а затем несколько месяцев не подключали. Все это время начисления производились по нормативу. А в данном случае была полностью вина управляющей организации, которая не смогла вовремя сделать свою работу, а за их промашки почему-то обязали платить жителей», — приводит пример из практики юрист.
В итоге пострадавшие обратились в суд, который признал вину управляющей организации и сделал перерасчет в пользу жителей. Кроме того, жильцам выплатили суммы за моральный ущерб и компенсировали оплату услуг юриста.
Министерство по содержанию территорий и государственному жилищному надзору Московской области предоставило REGIONS комментарий по поводу данной ситуации. По данным ведомства, с 1 декабря 2024 года коммунальную услугу «Отопление» жителям домов по улице Спасской предоставляет ресурсоснабжающая организация АО «Теплоэнергетическая компания-24», а до указанной даты ее предоставляла ООО «ТеплоВодоСнабжение».
«Так как в течение года произошла смена исполнителя коммунальной услуги, корректировка размера платы за услугу, предоставленную в МКД, проводится каждым исполнителем услуги в соответствии с объемом тепловой энергии, поставленным в МКД за расчетные периоды предоставления ЖКУ соответствующим исполнителем. На основании вышеизложенного, ресурсоснабжающей организацией ООО «ТеплоВодоСнабжение» произведена корректировка за период с 01.01.2024 по 30.11.2024, исходя из фактических показаний общедомового прибора учета тепловой энергии», — отметили в министерстве.
Жители Красногорска по совету юриста также намерены обращаться в Госжилинспекцию Московской области с просьбой провести проверку. Дойдет ли дело до суда — станет ясно после выяснения всех обстоятельств по поводу расчетов по корректировке.