Не удивляйтесь. Это именно четвертая часть «Заклятия», а не сто четвертая. Наши прокатчики просто уже на протяжении нескольких лет приписывают слово «Заклятие» каждому десятому фильму ужасов категории «Б», который добирается до кинотеатров России. Истинных же «Заклятий» только четыре. При этом в эту киновселенную еще входят две части «Проклятия монахини» и три серии «Проклятия Аннабель».
«Последний обряд» рекламировали, как финал серии фильмов «Заклятие», после чего исполнители главных ролей Патрик Уилсон и Вера Фармига уйдут на пенсию. Но судя по тому, какой ажиотаж вызвала четвертая часть, пенсия отменяется. Только за первый уик-энд фильм собрал по миру почти $200 млн. И это при бюджете в $55 млн. Для ужастиков это рекорд рекордов. Подвинуло четвертое «Заклятие» даже «Оно» 2017 года, который в момент выхода вызвал феноменальный фурор и 8 лет держал кубок победителя среди хорроров по открывающим сборам.
Такие сборы удивляют. «Заклятие» — раскрученная и долгоиграющая франшиза, но не до такой степени. А здесь еще и критики со зрителями сходятся во мнении, что фильм получился посредственным. По качеству — это уровень третьей части 2021 года, которую тоже много кто поругивал, и у которой даже близко не было таких сборов.
У первого «Заклятия» (2013 год) и его сиквела (2016 год) помимо добротных финансовых результатов по итогам проката есть и хорошие оценки критиков, и народная любовь. Обе ленты считаются образцами жанра и продолжают пугать до мозга костей даже при повторных просмотрах. «Последнему обряду» такая судьба не грозит.
Фильм начинается с показа самого первого дела Уорренов, когда они были молодыми и неопытными экзорцистами. Тогда, вступив в контакт с демоном, живущим в зеркале, пара чуть не лишилась дочери. Лоррейн была беременна и, когда прикоснулась к одержимой вещи, начала рожать. Младенец при появлении на свет не дышал, и врачи констатировали смерть. Но произошло чудо. Молитвы Уорренов были услышаны, и ребенок ожил.
Оценивать поступок будущей матери, которая на 35-й неделе беременности полезла трогать всякое одержимое, мы, зрители, не будем.
Дочка выросла. Ее, как и мать, одолевают видения призраков. Она пытается отгородиться от этого, используя в качестве мантры детский стишок. И вроде у нее даже получается отгораживаться, но не каждый раз со стопроцентным успехом.
С момента контакта Уорренов с зеркалом прошло много лет, но оно не сгинуло на задворках мусорного полигона, а попало в дом к семье Смерлов, и теперь терроризирует их — то заставляет предметы левитировать, то страшный призрак бабки подошлет, а то и дух мужика с топором.
При этом семейка, похоже, жестоко экономит на свете. Другой причины, почему в их доме такая кромешная тьма, я не нахожу.
События складываются так, что Уоррены вынуждены взяться за дело семьи Смерлов, хотя вроде как завязали с чертовщиной. Для них это возвращение к истокам — к главному призраку прошлого, который не отпускал Эдда и Лоррейн долгие годы. На кону жизни не только их, но и повзрослевшей дочери, которая тоже связана с проклятым зеркалом. Это некогда первое для Уорренов дело рискует стать для них последним.
Мне посчастливилось увидеть этот фильм на большом экране и в гордом одиночестве. Поверьте, когда сидишь в темном зале кинотеатра один и смотришь ужастик, впечатления от этого феноменальные. Даже проходной хоррор в таких условиях станет смотрибельным и пугающим.
Конечно, «Заклятие 4: Последний обряд» — не проходной хоррор. Это крепкий и качественный продукт с большим бюджетом, который держит марку франшизы. Но держит со скрипами и большим трудом.
Перед нами дико скучная история, которая в середине повествования провисает настолько, что начинаешь зевать и поглядывать на часы. Желание создателей побольше рассказать о ценности семьи как ячейки общества, о жизни Уорренов, об их дочери и ее парне вполне понятно. «Астрал 5», например, тоже ушел в эту стезю, пытался рассказать человеческую историю, задвигая паранормальщину на второй план, и на удивление собрал много денег.
Беда в том, что в случае с «Заклятием» (впрочем, как и с «Астралом») люди пришли на фильм ужасов и хотят увидеть то, за что полюбили первые две части. Никто не мешал создателям рассказывать и о семейных делах Уорренов, и пугать зрителей эффектными сценами, скриммерами, страшными образами. Но авторы сконцентрировались на семье. В итоге первая половина «Заклятия», как фильма ужасов, проваливается настолько, насколько это только возможно. Тут даже атмосфера напряжения и безысходности отсутствует, нет ощущения угрозы. А это уже совсем непростительно для хоррора.
Только после преодоления «экватора» хронометража лента начинает походить на продолжение любимой франшизы. Последние полчаса так и вовсе получились добротными. Но этого слишком мало для фильма ужасов, который идет больше 120 минут.
Фильм спасают химия главной пары, отсылки к предыдущим частям, впечатляющие актерские работы второстепенных персонажей.
При этом топят «Последний обряд» отсутствие яркого образа антагониста, слабая работа оператора, чрезмерная затянутость и то, что большинство эффектных сцен показали еще до выхода в трейлере.
Зря создатели доверили «Последний обряд» режиссеру Майклу Чавесу. Он в ответе за третье «Заклятие» и за самое слабое ответвление от этой киновселенной — хоррор «Проклятие плачущей» (стоит отметить, что по официальным заявлениям этот фильм не входит во вселенную «Заклятия», но, как по мне, раз там фигурирует персонаж из серии, то это не так). Чавесу не хватает мастерства, и это чувствуется.
Продюсерам надо было уговаривать режиссера первых двух «Заклятий» Джеймса Вана взяться за «Последний обряд». Тогда бы лента точно получилась стоящей. Но увы.
Четвертое «Заклятие» посмотреть можно, но не ждите чего-то феноменального. Фильм не выразителен как самостоятельный хоррор, и слаб как завершение долгой и любимой многими истории.
Хочется верить, что после оглушительного успеха «Последнего обряда» выйдет пентаквел (пятая часть) серии, который завершит эту историю, как требуется — на уровне оригинального фильма и сиквела.
Ранее REGIONS сообщал, как хоррор «Орудия» напугал весь мир, и заслуженно ли этот фильм называют событием десятилетия.