Чтобы запустить транспорт под землю нужно было принять важное решение: использовать для этого электрички, закупить вагоны в других странах или разработать свои собственные поезда. Подобные составы в стране тогда не делали, но конструкторы Мытищинского вагоностроительного завода приняли этот вызов. Для работы под землей конструкторы сделали совсем иной общественный транспорт. В отличие от трамваев и электричек в метро создали свою атмосферу уюта с мягкими кожаными сиденьями, теплым светом и обтекаемыми формами. Первые вагоны были желто-коричневого цвета. Все это должно было нивелировать страх человека, спускающегося под землю и оказавшегося в замкнутом пространстве.
Чтобы собрать первый вагон метро в Мытищах по-новому организовали производство и запустили в работу электросварочный цех для изготовления кузова вагона.
90-летний юбилей отечественного метровагоностроения на заводе в Мытищах празднуют на год раньше запуска столичного метрополитена. К запуску готовились заранее. Два вагона типа «А» первыми собрали на заводе для работы в подземке. Историческое событие произошло в июне 1934 года. Главным конструктором классического вагона стал технический директор завода Петр Травин. Тогда на сборку состава работали многие заводы по всему СССР, где производили нужные для поездов комплектующие.
Мытищинцам удалось создать абсолютно новый вид транспорта, который плавно перевозил пассажиров на высоких скоростях под землей. Линолеум на полу, светильники-тюльпаны на потолке и сияющие поручни — в вагонах человек чувствовал себя, как дома. Обкатку составы проходили в октябре 1935 года на участке от станции «Комсомольской» до «Сокольников».
Спустя год 58 вагонов метро начали курсировать в только что открывшемся Московском метрополитене. На ветках они проработали несколько десятков лет, на Арбатско-Покровской — вплоть до 1975 года.
Вслед за типом «А» на заводе выпустили составы типа «Б», но изменения больше касались технической части и были не заметны пассажирам. Инженеры в них модернизировали колесные тележки и другие системы.
Перед войной на заводе в Мытищах сделали первый моторный вагон типа «Г». Его запустили на работу на Горьковской линии метро. Решением разработчиков они стали сине-голубого цвета. В них заменили светильники на круглые с плафонами и лампами накаливания. Их эксплуатировали в подземке вплоть до 1983 года. Мытищинские мастера собрали 425 таких вагонов.
В юбилейный год реконструированные как снаружи, так и внутри вагоны этого типа можно вновь увидеть всем желающим. Сейчас один из них установлен возле станции «Сокольники», а второй — возле заводской проходной АО «Метровагонмаш» на Ярославском шоссе.
Вагоны метро типа «Д» серийно выпускались в 1955—1963 годах. Перед ними были опытные «М-5» и «УМ-5», созданные совместно с заводом «Динамо» им. С. М. Кирова. В них смонтировали новое электрооборудование, двигатели, тележки и многое другое.
Каждые последующие новые модификации поезда метро получали буквенное обозначение типа «А», «Б», «Г», «Д», «Е», «ЕЖ».
В 1973–1985 годах на заводе сконструировали экспериментальный состав, который должен был стать идеальным. Его кузов был выполнен из высокопрочного алюминиевого сплава. Более вместительный, скоростной состав с принудительной вентиляцией салона, но… не соответствующий нормам пожарной безопасности вагон прекратили дорабатывать в 1980-х годах.
Идеальный состав успели изобразить в виде памятника, который установили возле заводской проходной. Его демонтировали при реорганизации территории в 2024 году.
После этого обозначение вагонов изменили, им стали присваивать номерной код. Первая цифра «81» — это вагон метрополитена, а дальше до сих пор следуют цифры модели вагона. «Номерные» стали основой для всех экспортируемых составов. Далее, в 1990-х годах стали выпускать «Яузу», с 2000-х — «Русич». Баклажановую «Оку» — первую со сквозным проходом внутри создали в 2010 году.
И, наконец, в 2017 появилась «Москва».
Более чем 200 инновационных систем применили в новом составе и в дальнейшем еще усовершенствовали в варианте «Москва-2019», «Москва-2020» и «Москва-2024». Теперь в составах есть мягкие подушки-опоры для стоячих пассажиров, интерактивные дисплеи, порты для зарядки гаджетов. «Москва» для всех разная: на наземной Филевской линии в головных вагонах сидения установлены поперек движения.
«Век с четвертью „Метровагонмаш“ задает тренды в метровагоностроении. При создании вагонов метро первостепенным всегда является качество, надежность и безопасность. Красота и удобство при этом не менее важные составляющие. За свою историю метро вагоны претерпели массу изменений. Все они были продиктованы временем, экономическими условиями развития общества и, конечно, технологической эволюцией», — сказал генеральный директор АО «Метровагонмаш» Андрей Степнов.
На заводе совместно со столичным Дептрансом уже идет разработка «Москвы-2026». Это будет состав самого современного поколения с применением новейших разработок для комфорта и безопасности пассажиров, а также энергоэффективных технологий и плавного хода, как и 90 лет назад. В разработке будут применены интеллектуальные системы.
«Продолжая более чем вековые традиции, коллектив „Метровагонмаша“ не остается в стороне от мировой технической мысли, разрабатывает и выпускает новую технику, соответствующую самым высоким требованиям заказчиков и потребителей», — сказал Андрей Степнов.
Ранее REGIONS сообщил, что в Сокольниках установили исторический вагон метро производства Метровагонмаш.