Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Судьбу поезда Москва-Ногинск, способного разгоняться до 300 км/ч, огласил эксперт

Следы советского сверхскоростного поезда обнаружили историки в Подмосковье
Спустя без малого сотню лет после разработки советскими учеными проекта сверхскоростного поезда, способного разгоняться до 300 километров в час, историки исследовали судьбу проекта. Его следы удалось обнаружить в разработках современных транспортных инженеров.

Судьбу поезда Москва-Ногинск, способного разгоняться до 300 км/ч, огласил эксперт

Фото: freepik.com
Автор: Александр Легкий
Сегодня в 21:00

Опытная железная дорога к середине 1930 годов должна была связать подмосковный Ногинск со столицей СССР городом Москвой, а подвижной состав должен был доставлять пассажиров до конечных станций менее, чем за 15 минут. Ногинский историк Федор Платов рассказал REGIONS о нереализованных планах советского правительства.

«Действительно, в августе 1933 года советское правительство приняло решение построить эту скоростную магистраль. По ней должен был пойти новый вид транспорта — так называемый шаропоезд, который должен был развивать скорость до 300 километров в час, однако проект так и не был осуществлен», — рассказал Платов.

Газетная публикация 1932 года. Фото: личный архив Федора Платова
Газетная публикация 1932 года. Фото: личный архив Федора Платова

Идею шаропоезда в 1932 году предложил 34-летний монтер Курской железной дороги Николай Ярмольчук, который к тому времени развивал свою идею уже несколько лет. Вместо колес вагоны должны были приводить в движение усеченные шары в человеческий рост со встроенной электротягой.

Для проведения испытаний проекта недалеко от станции «Северянин» даже был сооружен трехкилометровый шародром. Размер рабочего прототипа шаропоезда составлял одну пятую от натуральной величины, диаметр пути — 75 сантиметров.

По подсчетам авторов проекта, шаропоезд Москва — Ногинск в случае ввода в эксплуатацию мог бы перевозить до пяти млн. пассажиров в год.

Судя по сохранившимся кадрам кинохроники, устройство для испытаний имело схожесть с аттракционом «американские горки» с вагонетками, похожими на ракеты. Разгонялась модель шаропоезда до 70 километров в час.

«Сторонники проекта восхищались тем, что согласно расчетам, шаропоезд мог преодолеть расстояние от Москвы до Ленинграда всего за пару часов. В то же время опытные специалисты называли идею нелепицей и не верили в ее применение для транспортного сообщения», — рассказал специалист.

Несмотря на это, было выпущено постановление Совета народных комиссаров, давшее старт строительству линии между Ногинском и Курским вокзалом Москвы длиной в полсотни километров.

Однако довести задуманное до конца не получилось: желоб для шароэлектролоткового транспорта (ШЭЛТ) был очень дорогостоящим, вдобавок зимой он покрывался наледью, что затрудняло эксплуатацию. В конце концов проект свернули уже до наступления 1935 года.

Сам автор «шаропоезда будущего» Николай Ярмольчук так и остался в истории «отцом» лишь одного изобретения. После войны он вел кружок юных техников в московском Доме пионеров Бауманского района, а о проекте всей своей жизни старался не вспоминать.

Тем не менее, некоторые элементы изобретения Ярмольчука все-таки применяются в наше время: лотковый путь пригодился для поездов на воздушной подушке, а упругое резиновое покрытие — для колес в поездах метро, резюмировал историк Федор Платов.

Он также подчеркнул, что сегодня при реализации государственной программы Московской области «Культура Подмосковья» на территории региона не только изучаются историческое наследие и культурные традиции, но и берутся на вооружение лучшие наработки прошлого. Одним из таких примеров является и сохранение памяти о русском изобретателе Николае Ярмольчуке.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.