Опытная железная дорога к середине 1930 годов должна была связать подмосковный Ногинск со столицей СССР городом Москвой, а подвижной состав должен был доставлять пассажиров до конечных станций менее, чем за 15 минут. Ногинский историк Федор Платов рассказал REGIONS о нереализованных планах советского правительства.
«Действительно, в августе 1933 года советское правительство приняло решение построить эту скоростную магистраль. По ней должен был пойти новый вид транспорта — так называемый шаропоезд, который должен был развивать скорость до 300 километров в час, однако проект так и не был осуществлен», — рассказал Платов.
Идею шаропоезда в 1932 году предложил 34-летний монтер Курской железной дороги Николай Ярмольчук, который к тому времени развивал свою идею уже несколько лет. Вместо колес вагоны должны были приводить в движение усеченные шары в человеческий рост со встроенной электротягой.
Для проведения испытаний проекта недалеко от станции «Северянин» даже был сооружен трехкилометровый шародром. Размер рабочего прототипа шаропоезда составлял одну пятую от натуральной величины, диаметр пути — 75 сантиметров.
По подсчетам авторов проекта, шаропоезд Москва — Ногинск в случае ввода в эксплуатацию мог бы перевозить до пяти млн. пассажиров в год.
Судя по сохранившимся кадрам кинохроники, устройство для испытаний имело схожесть с аттракционом «американские горки» с вагонетками, похожими на ракеты. Разгонялась модель шаропоезда до 70 километров в час.
«Сторонники проекта восхищались тем, что согласно расчетам, шаропоезд мог преодолеть расстояние от Москвы до Ленинграда всего за пару часов. В то же время опытные специалисты называли идею нелепицей и не верили в ее применение для транспортного сообщения», — рассказал специалист.
Несмотря на это, было выпущено постановление Совета народных комиссаров, давшее старт строительству линии между Ногинском и Курским вокзалом Москвы длиной в полсотни километров.
Однако довести задуманное до конца не получилось: желоб для шароэлектролоткового транспорта (ШЭЛТ) был очень дорогостоящим, вдобавок зимой он покрывался наледью, что затрудняло эксплуатацию. В конце концов проект свернули уже до наступления 1935 года.
Сам автор «шаропоезда будущего» Николай Ярмольчук так и остался в истории «отцом» лишь одного изобретения. После войны он вел кружок юных техников в московском Доме пионеров Бауманского района, а о проекте всей своей жизни старался не вспоминать.
Тем не менее, некоторые элементы изобретения Ярмольчука все-таки применяются в наше время: лотковый путь пригодился для поездов на воздушной подушке, а упругое резиновое покрытие — для колес в поездах метро, резюмировал историк Федор Платов.
Он также подчеркнул, что сегодня при реализации государственной программы Московской области «Культура Подмосковья» на территории региона не только изучаются историческое наследие и культурные традиции, но и берутся на вооружение лучшие наработки прошлого. Одним из таких примеров является и сохранение памяти о русском изобретателе Николае Ярмольчуке.