
По словам семейного психолога Натальи Наумовой, самое главное — принять тот факт, что дислексия — это не признак лени и не показатель умственных способностей. Многие дети с дислексией очень умны и творчески мыслят.
«Объясняйте ребенку и его окружению, что трудности с чтением — это особенность восприятия, которую можно компенсировать», — заметила эксперт.
Первые признаки, как уточнила Наумова, связаны с затруднением со звуко‑буквенным анализом: сложности разделять слово на звуки.
«Это медленное освоение букв и связи „буква — звук“. Ошибки при чтении вслух: пропуски, перестановки, угадывание по смыслу. Трудности с запоминанием слов и последовательностей: правил, дней недели и так далее», — уточнила эксперт.
Как заметила спикер, первая помощь должна быть оказана как можно быстрее.
«Обратитесь к логопеду‑дефектологу или психологу для комплексной диагностики. Чем раньше — тем эффективнее вмешательство. При необходимости обсудите с педиатром или детским неврологом сопутствующие состояния», — сказала психолог.
Эксперт призвала родителей, у которых ребенок страдает дислексией, проводить совместные занятия.
«Читайте вслух вместе каждый день: по очереди, обсуждайте картинки и смысл. Похвала за усилие важнее идеального исполнения. Игры на звуковой анализ: „найди звук“, складывание слов из карточек, рифмовки. Используйте аудиокниги параллельно с печатным текстом: ребенок слышит и видит слова одновременно», — сказала спикер.
Крайне важно делать записи прогресса: маленькие успехи мотивируют и помогают скорректировать нагрузку.
Об особенностях своего ребенка непременно нужно сообщать педагогическому составу, акцентировала Наумова.
«Обсудите с учителем индивидуальный план: упрощенные задания, поэтапные инструкции, дополнительные повторы. Попросите дополнительное время на контрольные, возможность устной сдачи, использование аудиоматериалов. Содействуйте совместной работе логопеда и школьного педагога: единый подход дает лучший эффект», — пояснила спикер.
Любой прогресс, даже маленький, нужно фиксировать и отслеживать, а также непременно поддерживать ребенка и его мотивацию похвалой.