Министерство просвещения утвердило единый график занятий для всех школ: начало — не раньше 8 утра, окончание — не позже 19:00 при наличии второй смены. Это нововведение оценила психолог Людмила Авдеева в беседе с «Российской газетой».
Она положительно оценила усилия государства по регулированию учебной нагрузки. Психолог отметила, что современная школьная программа перегружена дисциплинами, и новые меры могут помочь снизить напряжение.
В то же время эксперт указала на риски формата «школ полного дня», при котором дети находятся в учебном заведении с утра до вечера. По ее словам, это создает эмоциональную перенасыщенность, сравнимую с жизнью в закрытых учреждениях.
«При таком режиме пребывания в школе у детей сужается круг общения. Раньше ребенок отучился с одноклассниками, прибежал домой, бросил портфель и пошел гулять с другой компанией, или пошел в музыкалку, где другие дети, другие роли. Теперь часто дети с утра до ночи в школе, и любая трудность, проблема, конфликт окрашивают всю систему отношений ребенка в негативный тон», — сказала она.
Также Авдеева предложила сместить начало занятий для старшеклассников на более позднее время. Она сослалась на данные нейрофизиологии: у подростков сдвигаются циркадные ритмы, из-за чего они позже засыпают и не могут полноценно выспаться при раннем начале уроков.
Хронический недосып, в свою очередь, снижает продуктивность и повышает эмоциональную реактивность.
Психолог добавила, что начало занятий с 11 утра могло бы стать конкурентным преимуществом для школ, хотя пока такая практика не распространена.
Ранее стало известно, что в школах появится единое расписание уроков.