Чрезмерная помощь родителей с домашними заданиями может снизить мотивацию ребенка и вызвать негативные эмоции как у детей, так и у взрослых. Насколько оправдано вмешательство и как сохранить теплые отношения в семье — в материале REGIONS.
Адаптация школьников к учебному году продолжается. Многие родители после работы проводят с детьми часы, помогая им с уроками. Частая помощь может приводить к конфликтам и недопониманию в семье.
По данным статистики, около 60% родителей регулярно помогают детям с домашними заданиями. Но домашнее задание — это не только проверка знаний, а инструмент развития самостоятельности, навыков организации времени и преодоления трудностей.
«Если ребенок нуждается в помощи, родитель должен направлять его, объясняя непонятные темы и предлагая алгоритмы решения задач. Маленькому ребенку полезно помочь организовать рабочее место и подготовить удобное пространство для учебы. Помощь заключается в содействии, а не в полном выполнении задания за него», — объясняет детский психолог Наталья Наумова.
Родителям важно оказывать эмоциональную поддержку и избегать критики и агрессии.
«Если родитель выполняет задания за ребенка или весь вечер делает работу вместе с ним, это приводит к раздражению и недовольству. Негативное поведение родителей нарушает комфортную атмосферу и мешает обучению. В таких случаях лучше обратиться к психологу», — советует Наумова.
Важно сохранять спокойную атмосферу. Если ребенок устал, дайте ему возможность отдохнуть, поддерживайте и мотивируйте на учебу.
Если ребенок не усваивает программу, полезно обратиться к детскому нейропсихологу или репетитору. Это поможет понять особенности работы мозга и компенсировать пробелы.
Детям нужна разумная забота. Постоянный строгий контроль превращает домашние задания в стресс для всей семьи. Чем сильнее родители контролируют каждый шаг, тем ниже вероятность появления внутренней мотивации и чувства ответственности.
«Ребенок будет бояться взрослого и выполнять задания из страха. Важно, чтобы он чувствовал поддержку, а не угрозу осуждения. Если ребенок не выполняет задание, это может быть связано с непониманием материала или неумением планировать свои действия», — объясняет Наумова.
Особенно это заметно, если ребенок все лето проводил в интернете и привык к легкому дофаминовому вознаграждению без усилий. Возвращение к учебной мотивации осенью осложняется.
Чтобы развивать самостоятельность и ответственность, родители могут составить график выполнения домашних заданий: время на учебу, отдых и прогулки. Постепенно дети старшего возраста смогут планировать свои действия самостоятельно.
Критиковать и высмеивать ребенка категорически нельзя. Поддержка, принятие и взаимопонимание — ключ к успеху.
«Можно стимулировать самостоятельность через поручения и домашние дела. Домашние задания — обязанность ребенка. Если он их игнорирует, появляются пробелы в знаниях и сложности в школе», — поясняет эксперт.
Через личный опыт ребенок учится выявлять закономерности: качественное выполнение задания упрощает следующий урок и повышает уверенность в себе. Если возникают сложности, родители или специалисты должны вмешаться, чтобы восполнить пробелы и вернуть интерес к учебе.
Ранее REGIONS писал о том, как ребенку адаптироваться в новом классе.