Недавно многих потрясла новость о том, что москвич чуть не погиб в собственной квартире вместе со своими котами из-за того, что на балконе воспламенилось моноколесо. Благодаря слаженной работе спасателей МЧС, мужчину вместе с животными эвакуировали, сохранив тем самым им жизнь. И так всегда, когда случается беда, приходят они – пожарные, чтобы спасти из полыхающего здания, потушить огонь, пролезть сквозь паутину проводов. Кажется, что все это очерки из жизни каких-то супергероев из очередного блокбастера, а это всего лишь описание будней сотрудников МЧС России. Корреспонденты REGIONS решили испытать на себе все тяготы профессии пожарных. Что из этого получилось – читайте в материале.
Подольск, территория пожарно-спасательной части №7, палящее солнце в самом зените, а двум корреспондентам REGIONS, которые решили испытать на собственной шкуре, каково быть пожарным, уже не до смеха, так как у них появилось первое задание: достать из дымящегося лабиринта пострадавшего.
Но, прежде чем отправиться выполнять задачу, нужно полностью облачиться в экипировку, потратив на это не более 21 секунды. Не без помощи профессионалов мы надеваем на себя боевую одежду пожарного (БОП), состоящую из штанов-полукомбинезона и куртки. Это уже дополнительные 5 кг к собственному весу.
На этом все не заканчивается. Тут же нам подносят спасательный пояс - он предназначен для страховки при работе на высоте и спасения людей.
«Одним из самых главных элементов индивидуального снаряжения является аппарат со сжатым воздухом, он применяется для защиты органов дыхания и зрения. Баллон, в котором находится воздух под давлением 300 атмосфер, способен защитить от опасных продуктов горения в течение 30 минут», — во время инструктажа рассказывает нам один из специалистов.
По его словам, когда воздух заканчивается, срабатывает звуковой сигнал, очень противный и резкий, предупреждая сотрудника МЧС, что пора выходить из задымленной зоны. Полная масса СИЗОД - около 14 кг.
Не обошлось без пожарных краг. Их ловко нам «цепляют» на каждую руку, чтобы защитить верхние конечности. А чтобы наша голова не превратилась в бьющийся об стены мяч, на нее надевают шлем.
Профи шутят, говоря, что защитных сапогов нам не выдадут сегодня, все-таки жара на дворе.
«Но на реальном ЧП без спецобуви не обойтись: часто приходится работать в местах, где битое стекло, торчащие гвозди и есть риск механических проколов, ожогов и обморожения», — предупреждает начальник 24 пожарно-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Московской области подполковник внутренней службы Алексей Тихонов, который сопровождает «новичков» на протяжении всего квеста.
Вот нам крепят последнюю деталь на куртке – фонарь – и дают сигнал, что можно смело вступать в бой с огнем.
Суммарно все обмундирование весит около 35 кг. Время, потраченное на перевоплощение в супергероя, к нашему стыду, составило 20 минут вместо положенных секунд.
На имитирующей ЧП площадке, нас, облачившихся в боевой комплект, уже ждет во всю полыхающий лабиринт. По сообщению диспетчера, пожар произошел в квартире, где есть потерпевший. Для создания эффекта полного погружения, здание наполняют глицериновым паром. В отличие от настоящего дыма он считается безвредным, но видимость тоже практически нулевая.
И тут первая проблема: прежде чем попасть в лабиринт, нужно снести входную дверь. Эту задачу удается решить с помощью шанцевого инструмента, чем-то похожего на лом. Потом на счет «три», мы, выстроившись в цепочку (нас было трое), ползком пробираемся вглубь задымленного помещения. Двигаемся осторожно, постоянно удерживая тактильный контакт. Неподготовленному человеку не так просто в подобных обстоятельствах. Изнеможение от духоты и тревога, что не хватит воздуха – два состояния, которые преследуют тебя до последней секунды. А ведь на реальном пожаре температура может превышать 500 градусов.
Почти шесть минут мы карабкаемся по узкому лабиринту шириной в 1,5 метра и обнаруживаем пострадавшего.
«Взяли за руки и за ноги, на раз-два-три. Не отвлекайтесь», — командует нам специалист Дмитрий, который вот уже 13 лет в профессии.
Тут важна слаженная работа, понадобятся руки и усилия всех, кто присутствует, ведь вес условного пострадавшего не менее 70 кг, вытаскивать его из лабиринта на полусогнутых ногах – задача не из простых. Спорить, кто будет тащить, а кто фонарем освещать путь, времени не нет. Задача одна – спасти!
Мы вновь выстроились цепочкой: двое тащат пострадавшего, а один освещает путь. Еще несколько секунд – и мы у выхода из лабиринта, человек спасен. Но расслабляться рано: нужно сообщить по рации, что пострадавшего вытащили из дыма и он нуждается в помощи медработников.
«Стоп, теперь передышка?» - уточняем мы у профи. А он в ответ: «Нет, теперь бежим обратно тушить пожар».
Далее нас ожидает полоса препятствий: вскрытие металлической двери с помощью бензореза, перебрасывание больших колес, как в кроссфите, и непродолжительный забег. Затем мы плавно приближаемся к площадке с огнетушителями и громоздкой емкостью с зажигательной смесью. Задача - потушить огонь.
Казалось бы, что тут сложного: хватай огнетушитель и направляй на пламя струю порошка. Но для того, чтобы полностью потушить разбушевавшийся пожар, нам понадобилось не менее двух огнетушителей, при этом площадь возгорания составляла всего 1,5 «квадрата».
«Чтобы воспользоваться огнетушителем, нужно сорвать с него пломбу, выдернуть чеку, освободить насадку шланга и направить раструб на пламя. А после нажать на рычаг, чтобы потушить возгорание», — параллельно говорит нам кто-то со стороны, но в клубах дыма мы уже не можем разглядеть, кто именно.
Меняя один другого, мы кое-как справляемся с задачей. И как только задумываемся, что пора бы и отдохнуть, - прилетает новое задание.
Новый выезд – дорожно-транспортное происшествие с пострадавшим. По легенде, легковушка оказалась настолько искореженной, что единственный способ извлечь человека – выбить стекла и разрезать машину.
Сперва необходимо пробраться в салон, чтобы оказать первую помощь пострадавшему. Нам объясняют, как проникнуть в транспортное средство, чтобы не причинить никому вред.
«Итак, выбил стекло, постели плед и только потом ныряй в салон. Остальные коллеги в этот момент должны пустить в ход гидравлические ножницы, чтобы раскромсать авто вокруг человека и облегчить процесс извлечения его из салона», — рассказываем нам заместитель начальника 24 пожарно-спасательного отряда Главного управления МЧС России по Московской области подполковник внутренней службы Константин Климкин.
Следуя инструкции эксперта, мы выполняем все рекомендации, параллельно ведем диалог с псевдо-пострадавшим.
Прежде чем вытащить из «искореженной» машины человека, мы оказываем ему первую помощь.
«Важно! Перед тем как резать автомобиль, спасатели всегда накрывают «людей» одеялами, чтобы на них не попали осколки стекла или обломки металла», — уточняет Константин Климкин.
Последний шаг – разрезаем металлические крепления, на которых держится водительское сидение, перемещаем пострадавшего на жесткие носилки (спинальный щит) и передаем в руки скорой помощи.
После подобных манипуляций седан превращается в кабриолет. Но в нашей копилке – еще одна спасенная жизнь.
Проведя менее трех часов в пожарной части, мы на собственном опыте почувствовали, насколько это тяжелая и ответственная профессия. Нет времени переживать, спорить и паниковать. А еще благодаря этой командировке мы развенчали один из самых главных стереотипов, что пожарные приезжают на вызов пьяными. Эффект «опьянения» очень прост – 35 кг обмундирования и отсутствие достаточного количества кислорода. Выходя из огня, пожарные не прохлаждаются, а восстанавливают силы.
Ранее REGIONS сообщил, что обязательно нужно сделать после постройки дома в Подмосковье.