
Мощный толчок развитию практики совместных покупок дала пандемия коронавирусной инфекции. Согласно опросу Исследовательского центра портала SuperJob.ru, 44% жителей страны в этот период максимально сократили свои траты. Экономить семейный бюджет им помог в том числе краудшопинг.
Сегодня ассортимент товаров для совместных покупок очень разнообразен. Люди объединяются по территориальному принципу, чтобы приобрести не только детские товары, одежду для взрослых, текстиль для дома, бытовую химию. Активно в последнее время развивается и сегмент краудшопинга в сфере продуктов питания. В том числе заметно вырос спрос на коллективные закупки мяса, колбасных изделий и рыбы. Это отчетливо видно по подмосковным онлайн-сообществам в соцсетях и мессенджерах.
Ирина из Балашихи, организовавшая совместные покупки продуктов четыре года назад, убеждена, что краудшопинг — актуальный тренд и главный драйвер для интернет-торговли. Кроме того, он все чаще составляет конкуренцию розничным продавцам.
«Инфляция и рост цен на продукты питания заставляют людей искать способы сэкономить. Работая напрямую с производителем, я закупаю мясо крупным оптом, но обязательно под конкретные запросы участников группы. В итоге они получают мясо как минимум на 20-30% дешевле, чем оно стоит в магазине», — сказала REGIONS Ирина.
Совместные закупки — отличный инструмент для экономии, если они построены на прозрачных и законных основаниях, отметила в беседе с корреспондентом REGIONS практикующий юрист, член ассоциации юристов России Ирина Трапезникова.
«Сама по себе идея совместных закупок законом не запрещена. Однако ее реализация таит в себе несколько юридических и практических ловушек, от которых напрямую зависит безопасность и кошелек участников коллективного шопинга», — сказала Трапезникова.
Юрист отметила, что первый и главный вопрос — на каких условиях действует организатор.
«Если организатор берет за свои услуги комиссию, это квалифицируется как деятельность, направленная на систематическое получение прибыли. По закону, такой гражданин обязан быть зарегистрирован как индивидуальный предприниматель. Почему это важно? Покупая у официально зарегистрированного продавца, потребитель получает гарантии. В случае продажи некачественного товара он вправе требовать возврата денег и компенсации. Если же участнику совместных покупок продал испорченный продукт „теневой“ посредник, привлечь его к ответственности будет крайне сложно», — разъяснила Трапезникова.
 
        Обратила эксперт внимание и на такой важный нюанс: самозанятые не могут перепродавать чужие товары в чистом виде.
«Самозанятый вправе реализовывать только то, что вырастил, произвел или переработал самостоятельно. Например, купив муку, яйца и мясо, он может испечь пирог и легально его продать. Но продавать сырое мясо, купленное у третьего лица, не может», — привела пример юрист.
Прежде чем участвовать в совместных покупках, важно выбрать проверенного организатора и изучить условия закупки, сказала Трапезникова.
Если организатор коллективного шопинга действует как частное лицо, его могут привлечь к ответственности за незаконную предпринимательскую деятельность (статья 14.1 Кодекса об административной ответственности РФ).
«Я уже лет пять состою в группе совместных покупок. Признаюсь, от этого одни плюсы. Во-первых, я существенно экономлю. Во-вторых, уверена, что покупаю действительно продукты отличного качества. Организатор процесса живет в соседнем доме, так что жульничать ей нет смысла. В-третьих, мне не надо нести тяжести — все привозят к подъеду», — поделилась с REGIONS 62-летняя Людмила Серебрякова из Мытищ, бывший бухгалтер.
Она также сказала, что совместные покупки — это не только про экономию, но и про общение.
«Участники совместных покупок обсуждают в чате товары, делятся отзывами и даже оригинальными рецептами блюд, которые приготовили из купленных продуктов. Все это лично для меня делает процесс выбора и покупки продуктов более приятным и социальным», — отметила жительница Мытищ.
Ранее REGIONS сообщал, что спрос на фермерские продукты в России будет расти на 15-20% в год.