Юрист Александра Турапина объяснила, что прежде всего такие ИИ-ролики нарушают личное неимущественное право человека на использование его внешнего вида, его образа.
«Тот, чей образ был использован в ролике, может потребовать возместить убытки и компенсацию морального вреда, если посчитает, что такое видео порочит его честь, достоинство или деловую репутацию. Однако то, что это видео действительно в дурном виде выставляет физическое лицо, надо будет еще доказать через суд в гражданском процессе», — рассказывает эксперт.
Юрист привела пример: есть известный актер, имеющий контракт с определенным брендом, и его ИИ-версия, которая использует товары другого бренда. Это может привести к расторжению контракта и испортить репутацию. В таком случае, суд может обязать шутника выплатить большую компенсацию.
«Также при использовании образа гражданина в ИИ-роликах нарушается право на использование изображения гражданина без его согласия. Это отдельный повод для требования компенсаций. Здесь сам факт использования видеоролика с изображением физического лица без согласия является нарушением закона», — уточняет Турапина.
Если качественный ИИ-видеоролик используется как способ продажи некой услуги или товара, то в некоторых случаях распространяющие такой ролик могут быть привлечены к административной ответственности за введение потребителей в заблуждение.
«Также шутники могут быть привлечены за нарушение законодательства о рекламе в части недобросовестности/недостоверности. Штрафы особенно в части рекламного законодательства могут быть для юридических лиц, ИП достаточно значительными», — добавила юрист.
Не все подобные розыгрыши используют образы знаменитостей. Многие шутники просят ИИ нарисовать, например, животных или создать эффект какого-то разрушения или аварии. Затем жертве, скажем, владельцу магазина присылают фото и видео из его магазина, на которых целый табун коз устраивает беспорядок, или муж пугает жену, что их квартиру затопило или к ним ворвалась грязная собака и все испачкала. На первый взгляд нарушений нет — обычная шутка. Но есть нюанс.
«Розыгрыши в нашей стране не запрещены. Но все зависит от того, какие последствия за собой повлек просмотр ИИ-ролика. Теоретически можно представить себе ролик, который ввел в заблуждение человека, и тот совершил какие-то действия — этот факт обязательно будет учитываться при рассмотрении ситуации», — уточняет юрист.
Получается, если розыгрыш привел к печальным последствиям, то жертва вполне может потребовать компенсацию через суд.
Другой юрист Ирина Зуй рассказала, в каких случаях может быть назначен штраф за розыгрыши:
— размещение личного фото или видео без согласия субъекта съемки,
— распространение персональных данных без согласия,
— нарушение авторских прав путем несанкционированного использования образа публичного лица.
«Размер штрафа зависит от конкретного случая и может варьироваться от небольших сумм до значительных штрафов для юридических лиц и организаций», — отметила юрист.
Если человек стал жертвой подобного розыгрыша, рекомендуется предпринять следующие шаги:
— направить требование удалить запись владельцу аккаунта, разместившего материал;
— обратиться в правоохранительные органы с заявлением о нарушении ваших прав;
— подать иск в суд о возмещении морального вреда и защите чести и достоинства.
Ранее сообщалось, что пиратский сайт-двойник стали использовать мошенники, чем он опасен и как его распознать.