Валентина работает семейным психологом и гештальт-терапевтом на протяжении уже 11 лет, и за это время к ней на прием не раз приходили родители вместе с детьми, которые жаловались на то, что в первые дни и недели учебного года очень сложно найти баланс между тем, что происходит в школе и тем, чем ребенок занят дома.
«На самом деле, я часто сталкиваюсь с тем, что адаптации ребенка к школе мешают сами родители, которые нагружают ребенка большим количеством домашних дел, как только он приходит домой. Особенно это касается старшей и, как ни странно, начальной школы. В результате ребенок — особенно перво- или второклассник, не успевая отойти от одного стресса, попадает в другой, пусть даже смягченный и привычный. Организм не перезагружается, и он снова идет в школу не отдохнувшим», — говорит она.
По словам Валентины, в первые две-три недели учебного года, конечно, не стоит освобождать ребенка от работы по дому насовсем (особенно если он принимает участие в ней наравне с другими членами семьи), однако нужно лояльнее относиться к тому, что он чего-то может не сделать, или перенести задачу на другой день. В первую очередь это актуально для тех, кто пошел в школу впервые: для них и так достаточно перемен в жизни, и им нужно время, чтобы восстанавливать потраченный ресурс.
«Лучше пусть ребенок час-другой побегает во дворе с друзьями, или посидит за компьютером и поиграет в любимую игру — это тоже способ адаптации и снятия стресса. Но об уроках и домашних заданиях, конечно, забывать не стоит», — подчеркивает Валентина.
Кстати, уроки и домашние задания, если ребенок не против, лучше первые неделю или две выполнять вместе. Конечно, не нужно действовать по принципу «папа решает, а Вася сдает», который многие из нас знают по знаменитым рассказам писателя Драгунского — но проверить сочинение или подсказать способ решения задачки по арифметике или алгебре родители вполне могут.
Да и вообще, объясняет психолог, совместный семейный досуг любого рода, от домашних заданий до выгула собаки и настольных игр по вечерам, станет отличным способом как раз и найти тот пресловутый баланс между школьными обязанностями и домашним бытом.
«Если ребенок видит, что мама и папа заинтересованы в том, что с ним происходит, что они хотят проводить с ним время, помогать ему, а не просто принимать как должное тот факт, что он хорошо учится — то возникает то самое чувство защищенности и безопасности, „родного гнезда“, где можно спокойно выпустить накопившийся за школьный день стресс. И тогда, рано или поздно, и сам поход в школу, и пребывание в ней начнут восприниматься спокойно и обыденно, как просто другая форма существования в обществе —такая же, как семья или поход с друзьями куда-нибудь в кино или в турпоход», — уверяет специалист.
Ранее психологи и психотерапевты рассказали REGIONS о том, как вести себя, если у вас началась паническая атака.