В Московской области в 2025 году произошло 110 случаев наезда составов на пешеходов. В результате аварии 79 человек погибли, из них четверо — дети. Еще 14 несовершеннолетних детей выжили, но получили травмы.
По словам старшего помощника прокурора Московского межрегионального транспортного прокурора по взаимодействию со средствами массовой информации и общественностью Камиллы Бижановой, основной причиной ДТП стали невнимательность пассажиров и переход железнодорожного полотна в не предназначенных для этого местах. Но есть и случаи, которые поразили жителей Подмосковья.
Одно из ДТП произошло в конце 2024 года. Несовершеннолетняя жительница Сергиева Посада переходила железнодорожный переезд и не заметила приближающийся состав — она была в наушниках, в которых играла музыка. После того как подросток ступила на рельсы, ее сбил поезд. Пострадавшая осталась жива и даже самостоятельно выбралась из-под транспорта. У нее была лишь незначительная рана на руке, от госпитализации она отказалась.
В 2025 году в Люберцах спасатели эвакуировали мужчину, который попал под электричку на железнодорожных путях и чудом остался жив. Инцидент произошел 27 мая.
О происшествии спасатели узнали от одного из очевидцев, который позвонил в службу экстренных вызовов «Система-112» и рассказал, что в районе станции Ухтомская электропоездом был сбит мужчина.
«Оперативно прибыв на место происшествия, работники противопожарно-спасательной службы под контролем медиков на спинальном щите подняли на платформу 42-летнего пострадавшего и транспортировали его в машину скорой медицинской помощи. С травмами различной степени тяжести мужчина был госпитализирован», — рассказал старший смены ГКУ МО «Московская областная противопожарно-спасательная служба» Юрий Новик.
В данный момент мужчина проходит лечение в медучреждении.
13 июня из СМИ стало известно о еще одном наезде поезда на пешехода в Сергиевом Посаде. Молодой человек попал под колеса электрички, следовавшей до Александрова. По предварительной информации, он слишком близко подошел к краю платформы и упал. Машинист оперативно отреагировал и остановил состав. На место прибыли сотрудники экстренных служб. Мужчина выжил и был госпитализирован.
Еще одно похожее ДТП произошло 25 мая. Ребенок шел по перрону с нетрезвой матерью на станции Хотьково. Девочка зашла за разделительную полосу, после чего ее задела электричка. Пострадавшая выжила, со ссадинами на голове и ноге ее госпитализировали.
Камилла Бижанова объяснила REGIONS, как люди, оказавшись под многотонным составом, выживают, отделываясь лишь царапинами.
«Попадание под электричку — это крайне опасная ситуация, но в редких случаях люди действительно выживают. Исход зависит от множества факторов: например, положение тела относительно поезда. Так, если человек лежит между рельсами, есть шанс, что поезд проедет сверху, не задев его смертельно. Если же человек попадает под колеса или выступающие части, травмы будут тяжелыми», — пояснила Бижанова.
Также, по ее словам, имеет важное значение скорость и тип поезда: электрички обычно движутся медленнее, чем скоростные поезда, что немного повышает шансы выжить. Чем выше скорость, тем сильнее удар и риск быть затянутым под вагоны.
Кроме того, некоторые электрички имеют высокий клиренс (просвет под вагоном. — Прим. ред.), что также позволяет человеку выжить.
В других конструкциях есть углубление, например, дренажная канава между рельсами, что тоже может спасти жизнь человеку, добавила старший помощник прокурора.
«Пострадавшие от наезда погибают от переезда колесом состава, от удара током и из-за столкновения с конструкциями поезда. Удается выжить тем, кого поезд лишь задевает, проезжая над ним. Либо тем, кого из-за силы удара отбросило в сторону от железной дороги, без прямого наезда», — уточнила представитель ведомства.
В отдельных случаях электричка успевала затормозить и столкновения удавалось избегать, но такое возможно лишь на малых скоростях и бывает крайне редко.
«Обычно тяжеловесному составу нужно несколько минут для того, чтобы остановиться», — рассказывает Бижанова.
По словам представителя транспортной прокуратуры, если по каким-то причинам человек упал на рельсы, то для того чтобы выжить, нужно соблюдать несколько правил.
«Если поезд уже близко, не нужно пытаться вставать, лучше лечь головой по направлению движения, плотно прижавшись к земле. Если ситуация безвыходная, нужно лечь как можно глубже между рельсами и не двигаться. Избегайте контакта с контактным рельсом – напряжение может достигать 825 В, что смертельно. Не цепляйтесь за поезд – можно быть затянутым под колеса или удариться о столбы. Тогда шансы выжить минимальны, но они есть», — уточнила Бижанова.
Руководитель пресс-службы отметила, что при приближении поезда нужно быть максимально внимательным и не пренебрегать правилами безопасности.
Ранее REGIONS писал о том, что в Люберцах подростки-иностранцы отобрали у 11-летнего мальчика питбайк и уехали на нем. Родители пострадавшего школьника обратились в полицию, виновных ищут.