В современном мире, который больше приспособлен для правшей, взрослые должны помочь детям-левшам адаптироваться. Леворукость — это не патология и не отклонение от нормы, а нормальное явление. В Международный день левшей рассказываем, как родителям таких детей подготовить их к предстоящему учебному году.
Как считают психологи, дети с ведущей левой рукой эмоциональны, доверчивы, впечатлительны и искренни. Они не всегда могут контролировать свои эмоции, что приводит к неуравновешенности и перепадам настроения. В то же время у них развиты творческие способности, неординарная фантазия, образное мышление и артистизм. Даже если левша испытывает временные трудности в учебе, при поддержке взрослых он быстро научится с ними справляться, адаптируется в обществе и проявит себя как успешная и перспективная личность.
Переучивание негативно влияет на психическое и физическое состояние малыша. Это может привести к нарушению речи и эмоциональной подавленности. Статистика говорит, что каждый третий школьник с заиканием — это переученный в свое время левша.
Педагог-дефектолог Екатерина Шульгина объяснила, что переучивание является принудительным и стрессовым для детей действием, в будущем может вызвать трудности при письме: почерк ребенка станет хуже, скорость работы снизится.
«Многие родители, которые много работают или не очень внимательны, даже не замечают, что их ребенок — левша. Часто переучивание начинается в детском саду. Фразы вроде «Возьми ложку (карандаш, ножницы) в правую руку» могут привести к неприятным последствиям», — отметила дефектолог.
Поэтому крайне важно как можно раньше, примерно в возрасте четырех–пяти лет, правильно определить, какая рука у ребенка является ведущей. Это позволит избежать дальнейшего переучивания, которое может негативно сказаться на развитии.
Есть разные методы определения ведущей руки. Например, «аплодисменты». Ребенка просто нужно попросить показать, как он аплодирует
«Активно при этом перемещается ведущая рука, ударяя о другую руку, которая остается в одном и том же положении или заметно менее активна», — объясняет специалист.
При подготовке к новому учебному году важно подобрать специальное оборудование для левши: письменный стол, принадлежности для письма и рисования. Рабочее место леворукого ребенка нужно организовать так, чтобы свет падал справа. Не стоит акцентировать внимание на правонаклонном и безотрывном письме. Необходимо объяснять алгоритмы двигательных действий, использовать тренажеры для письма, играть и выполнять упражнения, которые способствуют развитию моторики и зрительного восприятия.
При выборе обратите внимание на следующие моменты:
— Обычная линейка может быть неудобной, поскольку ребенок во время работы закроет значения другой рукой. Лучше выбрать специальную линейку для левшей.
— Трехгранные карандаши и ручки помогут прилагать меньше усилий для удержания инструмента. Кроме того, трехгранные ручки со специальными резиновыми подушечками предотвращают появление мозолей и деформаций пальцев.
— Выбирая ножницы, не ориентируйтесь на их название «левые/правые». Дайте ребенку возможность подержать их и попробовать разрезать бумагу. Выбирайте те ножницы, которыми будет удобно пользоваться.