Русская православная церковь 17 июля чтит память преподобного Андрея Рублева — иконописца, изменившего историю русского искусства. Был канонизирован в 1988 году, в честь 1000-летия Крещения Руси.
Его «Троица», написанная более 600 лет назад, до сих пор остается одним из самых загадочных и глубоких произведений мировой живописи. Что скрыто в этой иконе и почему ее называют «богословием в красках» — рассказывает REGIONS.
До Рублева «Троицу» изображали как сцену гостеприимства Авраама: три ангела, патриарх с женой Саррой, слуга, закалывающий тельца. Но Рублев совершил революцию — убрал всех второстепенных персонажей, оставив только трех ангелов.
«Это был смелый шаг. Рублев перевел акцент с повествовательности на богословскую глубину. Его «Троица» — не иллюстрация к Библии, а размышление о единстве Бога», — отмечала искусствовед Ирина Языкова в интервью журналу «Фома».
Каждая деталь иконы наполнена смыслом.
Три ангела — одна суть
Слева (Бог-Отец) — облачен в лазурные одежды (символ небесной чистоты). В центре (Христос) — в темно-красном (знак воплощения и жертвы). Справа (Дух Святой) — в зеленом (цвет жизни и обновления). Их фигуры образуют круг — древний символ вечности.
Чаша — центр композиции
На столе — золотая чаша с головой тельца. По мнению исследователей, это прообраз Евхаристиии напоминание о крестной жертве Христа.
«Рублев показывает, что жертва — не насилие, а акт любви», — поясняет религиовед Алексей Юдин в документальном фильме «Русский музей».
Пустое место за столом
Четвертая сторона престола остается свободной.
«Это приглашение для молящегося — место для каждого из нас», — говорит Языкова.
Икона написана в сложное для Руси время — после Куликовской битвы, в эпоху междоусобиц.
«Рублев создал не просто образ, а идеал единства. В эпоху раздоров он напомнил: истинная гармония возможна», — подчеркнул историк Владимир Сарабьянов в своих работах по древнерусской живописи.
Полвека икону скрывали оклады — сначала золотые, потом серебряные. Лишь в 1904 году реставратор Василий Гурьянов начал расчистку, открыв уникальные рублевские цвета — лазурь, киноварь, золото.
В 1918 году икону передали в Третьяковскую галерею, откуда ее вернули обратно в Лавру по указу президента РФ Владимира Путина в 2024 году.
Современные технологии позволяют увидеть то, что скрыто от невооруженного глаза. Например, рентгеновские снимки показали, что первоначальный рисунок отличался от окончательного варианта — Рублев искал идеальную композицию.
Ранее REGIONS сообщал, как в народе называли 17 июля, приметы и строгие запреты этого дня.