Все началось в XII веке. Икону написали в Константинополе — сердце Византии. Уже в 1131 году ее доставили на Русь как дипломатический подарок: патриарх отправил икону князю Юрию Долгорукому.
«Через полвека произошел пожар, в котором уцелели только лики Марии и младенца Иисуса. Одежды и фон позже восстановили русские мастера, дав византийской святыне «вторую жизнь», — поясняет Геннадий Яковлев.
«Название связано не с автором, а с городом. Сына Юрия Долгорукого, Андрея Боголюбского, решили перевезти икону из Киева в Залесскую землю, нынешний Владимирский край», — говорит историк.
По легенде, кони сами остановились под Владимиром, отказавшись идти дальше. Это восприняли как знак: здесь построили Успенский собор, где икона хранилась веками. Отсюда и имя — Владимирская.
С образом связано немало преданий. В 1395 году, когда к Москве подходил Тамерлан, икону спешно привезли в столицу.
«Говорят, после молитв войска захватчика неожиданно отступили. Историки спорят: возможно, икону все же вернули во Владимир, а в Москву возили лишь в кризисные моменты», — поясняет Яковлев.
Для народа икона стала защитницей — особенно после 1480 года, когда перенос иконы в столицу совпал с победой над ордынцами на реке Угре.
«Икона — не просто религиозный символ. Мария и младенец Иисус обнимаются так естественно, что забываешь о канонах. Темно-красный плащ Богородицы с золотыми звездами, грустный взгляд, будто предвидящий крестные муки сына…», — говорит историк.
Византийские мастера передали нежность и человечность, что редкость для строгой иконописи. Даже фон — не просто золото, а символ вечности.
«При советской власти икону «экспроприировали» — с 1930 года она хранилась в Третьяковке как артефакт», — объясняет Геннадий.
По словам историка, 1993-м ее ненадолго вернули в церковь для службы. Сейчас икону можно увидеть в храме при Третьяковке в Толмачах — компромисс между верой и искусством.
«Эта дата — память о событии 1480 года, когда Русь окончательно сбросила ордынское иго», — говоит Яковлев.
Икона стала частью той победы: ее привезли в Москву как духовный щит. Сегодня она напоминает, как вера, культура и история переплетаются в судьбе народа.
«Интересно, что даже ученые до сих пор спорят о деталях путешествий иконы. Но, может, в этом и есть магия — некоторые вещи лучше оставить загадкой», — подытожил историк.
Ранее REGIONS писал о том, что шеф-повар Андрей Краснов раскрыл два сакрета, как сохранить клубнику на зиму.