Первое воскресенье после Пасхи, которое в 2025 году приходится на 27 апреля, занимает особое место в православном церковном календаре. Этот день, завершающий Светлую седмицу и являющийся восьмым по счету от Воскресения Христова, известен под несколькими названиями: Антипасха, Фомино воскресенье, а в народе его также именуют Красной горкой.
Название «Антипасха», самое древнее из трех, не несет в себе противопоставления главному празднику. Греческая приставка «анти» в данном контексте означает «вместо», «отражение» или «продолжение». Таким образом, Антипасха воспринимается как повторение и своего рода «отдание» (завершение) пасхальных торжеств первой недели. Исторически этот день также был связан с завершением обрядов для новокрещенных.
Более позднее название, «Фомино воскресенье», вошедшее в обиход после IX века, связано с евангельским событием, вспоминаемым в этот день. Церковь чтит явление Воскресшего Иисуса Христа своим ученикам на восьмой день после Воскресения. При этой встрече присутствовал и апостол Фома, который ранее отказывался поверить в чудо Воскресения, пока сам не увидит Учителя и не прикоснется к Его ранам. Встреча с Христом развеяла все сомнения Фомы и утвердила его веру.
«Первое воскресенье после Пасхи мы называем Антипасхой… и Фоминым воскресеньем. Церковь вспоминает явление Воскресшего Христа апостолу Фоме, который через личную встречу уверился в Истине. Этот день — продолжение пасхальной радости и утверждение нашей веры», — пояснили в Ступинском благочинии.
Современное богослужение Фомина воскресенья сосредоточено именно на этом событии уверения апостола Фомы, хотя тема Воскресения Христова остается центральной. Служба в этот день совершается с особой торжественностью, по чину великих Господских праздников, подчеркивая значимость события. Практически Антипасха открывает новый период в церковной жизни после Великого поста и Светлой седмицы — с этого дня возобновляется совершение Таинства Венчания.
Народное название «Красная горка» имеет дохристианские корни и связано с древними славянскими праздниками встречи весны. На «красных» (красивых) холмах зажигали костры, водили хороводы, проводили обряды «закликания» весны. Позднее этот день стал традиционным временем для молодежных гуляний, сватовства, ярмарок невест и игр с крашеными яйцами. Считалось плохой приметой для юношей и девушек пропустить празднование Красной горки.
«В Древней Руси Красная горка была в большей степени связана не с христианской, а с языческой традицией празднования начала весны. В этот день на холмах зажигали костры в честь Даждьбога. Рядом с этими огнями совершались мольбища и жертвоприношения, а также вершился суд — „полюдье“», — пояснила историк-этнограф Елена Камышева.
Таким образом, первый воскресный день после Пасхи обьединяет в себе продолжение пасхального ликования, утверждение веры через историю апостола Фомы, начало нового богослужебного и жизненного цикла (возобновление венчаний) и отголоски древних народных традиций встречи весны и пробуждения природы.
Ранее REGIONS рассказывал, что означает цвет пасхального яйца и почему иконам на нем не место.