Психологи отмечают, что подростки часто реагируют агрессией по малозначительным поводам. Одна из причин — отсутствие умения считывать в поведении окружающих варианты намерений. Дети во всем видят скрытую угрозу. В тренингах общения ребята практикуют разные способы реагирования.
«Общение — это ведущая задача подросткового возраста. Учится общаться можно и даже нужно! Конечно, в одно занятие сложно вместить много каких-то глобальных задач, тем не менее здесь мы тренируем умение понять себя и другого, осознать мотивы своего поведения и поведения окружающих, научится контролировать свое поведение, в том числе и в конфликтной ситуации»,
— пояснила ведущая тренинга общения психолог Ирина Галкина.
Тренинг по общению, адаптированный для подростков, прошли ученики пятого класса школы № 2 из Ступино. В таких мастер-классах школьники принимают участие регулярно. Ребята отмечают, что приемы, которым учат специалисты, не раз позволяли избежать конфликтов как в классе, так и дома. Главный совет, который дают психологи для исключения недопонимания, — говорить о своих чувствах.
«На тренинге мы даем конкретные речевые формулы для тех или иных ситуаций. Учим проговаривать эмоции. Например, вас дергают за волосы, вам неприятно. Выясните истинную причину такого поведения. Скажите „если хочешь подружиться, не нужно дергать меня за косичку. Просто попроси поиграть вместе“. Кроме формул сглаживания конфликтов, на занятии мы тренируем и другие способы выражения чувств. Учимся делать комплименты и выражать благодарность словами»,
— рассказала Ирина Галкина.
Психологи отмечают, что современные дети мало общаются вне школы. Это одна из причин отсутствия навыка коллективного взаимодействия. Раньше подобные умения формировались в играх во дворе.
На тренинге общения в центре «Семья» школьники учились работать в команде, выполняя простые упражнения. Без слов договаривались и становились в шеренгу по возрастанию номеров, всей командой перелезали через натянутую на уровне груди нить, играли в «немой театр».
«Умение работать в команде — необходимый навык в проектной деятельности. Важно не потерять себя, но при этом суметь на какое-то время подстроится под правила, чтобы достичь цели»,
— пояснила психолог Елена Максимова.
В центре «Семья» действует несколько психологических программ для школьников. Часть из них регулярно реализуется в дни школьных каникул. Специалисты центра подбирают тренинги под конкретные задачи, ориентируясь на запросы родителей и педагогов.
Андрей Семибратов