Древний славянский праздник Осенины, знаменующий прощание с летом и завершение полевых работ, отмечается 21 сентября. В 2025 году эта дата приходится на воскресенье.
В народном календаре праздник также известен как Оспожинки, Пасекин день или Праздник урожая. Дата празднования совпадает с важным событием в православном календаре — Рождеством Пресвятой Богородицы, что привнесло в народные традиции христианские мотивы.
Этот день был одним из трех ключевых осенних праздников и считался центральным в цикле благодарения земли за дарованный урожай.
«Осенины были временем радости и благодарности. Работа в поле завершалась, и крестьяне впервые за долгие месяцы могли позволить себе отдых. Праздник воспринимался как своеобразные „крестьянские каникулы“», — объясняет историк-этнограф Елена Камышева.
Одной из главных традиций на Осенины было обновление огня в доме. Считалось, что старое пламя за год накопило усталость, поэтому его гасили. Новый огонь, добытый трением дерева или кремнем, символизировал очищение жилища, здоровье и начало нового жизненного этапа. От этого пламени разжигали печи и сжигали старые вещи, прощаясь с прошлогодними невзгодами.
Женщины на рассвете проводили особый обряд у водоемов. Они брали с собой овсяный хлеб и кисель. Старшая в группе читала молитву, в то время как остальные водили хороводы. После этого хлеб делили между собой, а часть обязательно отдавали скоту для здоровья и плодовитости в новом году.
Хозяйки пекли пироги, используя муку свежего урожая, варили пиво и квас. Угощениями делились с родными и соседями. Молодые семьи в этот день звали к себе гостей, чтобы продемонстрировать свое хозяйство: жена показывала кулинарные умения, а муж — полные амбары и здоровый скот.
В деревнях часто устраивали общее застолье, известное как братчина, щедрость которого напрямую зависела от обильности собранного урожая. С приходом христианства появилась традиция посещать утренние службы в храмах, где верующие молились о благополучии в семье.
В день Осенин существовал ряд строгих запретов, нарушение которых, по поверьям, могло навлечь беду. Категорически не рекомендовалось использовать ножи и другие режущие предметы, так как считалось, что ими можно укоротить собственную жизнь. Запрещалось копать землю, чтобы дать ей возможность отдохнуть и набраться сил перед зимой.
Тяжелый физический труд в этот день был под запретом, поскольку он предназначался для отдыха и благодарности природе. Женщинам нельзя было заниматься рукоделием — шить, вязать или вышивать, чтобы случайно не «зашить» свою удачу. Также не советовали стричь волосы, опасаясь «укоротить» здоровье. Ссоры и конфликты в этот день считались предвестниками долгих размолвок, а оставленные на столе хлебные крошки сулили финансовые потери.
Этот день считался благоприятным для совершения определенных действий, направленных на благополучие. Главным ритуалом было обновление огня в доме, символизирующее очищение и начало нового этапа. Хозяйкам следовало испечь хлеб или пироги из муки нового урожая и угостить ими родных, соседей и близких.
Посещение гостей и прием гостей у себя были важной частью праздника. Особенно это касалось молодоженов, которые демонстрировали свое гостеприимство и хозяйственность. Бездетные женщины, мечтавшие о ребенке, накрывали столы для нуждающихся и просили их помолиться за будущее потомство. Также было принято ходить в церковь на праздничную службу, чтобы помолиться Пресвятой Богородице о здоровье и семейном счастье.
По погоде и природным явлениям в этот день пытались предсказать, какими будут ближайшие месяцы. Алый рассвет или закат считался предвестником непогоды и сильного ветра. Если на траве утром лежал иней, готовились к скорым холодам. Теплый и солнечный день, напротив, сулил мягкую и продолжительную осень.
Если к Осенинам деревья уже почти полностью сбросили листву, это означало, что зима придет рано. Дым, стелющийся по земле, предвещал морозы. А птицы, летающие низко над землей, указывали на приближение сырой и дождливой погоды.
Ранее REGIONS сообщал, что можно и нельзя делать на Захария и Елизавету.