У древнего ткацкого станка множество деталей. Вся конструкция держится на деревянной раме. С двух сторон у него два массивных вала, между которыми натянуты нити. Их пропускают через ремизки — устройства, которые позволяют разделить массив будущего полотна на верхние и нижние нити. Между ними с помощью челнока будет протягиваться перпендикулярная нить, формируя ткань. Интересно, что ни одну из деталей не нужно было специально приобретать. Все можно было найти в лесу.
«Для наших предков супермаркетом был лес. В нем они могли достать себе любую вещь — еду, одежду, мебель, предметы быта. Любая женщина могла пойти в чащу с одним топором и собрать себе ткацкий станок»,
— поясняет Софья Потапова.
Прежде чем между нитями протянется челнок, их пропускают через набилку — специальное подвижное устройство. С его помощью перпендикулярная нить плотно прижимается к остальным нитям ткани. Внутрь набилки вставлено бёрдышко — деревянная рамка с тонкими тростниковыми зубьями внутри. Эти зубья называются численки. Они вырезаны из стебля тростника и закреплены внутри рамы. Чем чаще численки, тем тоньше будет ткань.
«На нашей набилке вырезана цифра 1909 и инициалы А. К. Скорее всего это инициалы мастерицы, которая работала за станком в то время. Набилки настолько прочно были связаны с эффективностью работы станка, что когда хозяйка отходила, она накрывала их полотенцем. Считалось, что если возьмется другая рука, набилки работать перестанут»,
— рассказала мастерица.
За набилками бегает челнок. С его помощью между верхними и нижними нитями вручную продевается перпендикулярная нить. Резким движением набилки нить прижимается к предыдущим, формируя холст ткани. Так, шаг за шагом появляется половик. Он сматывается на так называемый товарный вал под руками мастерицы.
Единственная современная деталь ступинского станка — это его рама. Ее реконструкторы изготовили самостоятельно, закрепив на ней все подлинные этнографические детали устройства.
«Все детали станка прибыли к нам с севера страны из города Вологда. В данный момент в Ступино работающий этнографический станок такого плана всего один»,
— поделилась Софья Потапова.
Станок некоторое время демонстрировался в Коломне на выставке, посвященной древнему костюму. В настоящий момент вернулся в Ступино. На нем Софья планирует совершенствовать ткацкое мастерство.