Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Музыкальный инструмент семитысячелетней давности реконструировали в Ступине

Лира, обнаруженная при раскопках шумерского города Ура, на сегодняшний день считается самым древним струнным музыкальным инструментом. Ей почти семь тысяч лет. Реплику сделали в исторической мастерской Павла и Софьи Потаповых. Инструмент действующий, на нём может сыграть любой желающий.

Музыкальный инструмент семитысячелетней давности реконструировали в Ступине

16 января 2023 в 05:00

Ступинская лира — это копия музыкального инструмента шумерской царицы Пу-аби. Её обнаружил английский археолог Леонард Вулли в 1922 году. Археолог заливал гипсовую смесь в пустоты, оставшиеся от сгнивших частей инструмента. В результате получился очень точный слепок, который извлекли из земли. Реплики с оригинальными украшениями хранятся в Иракском, Британском и Пенсильванском исторических музеях. Однако, на них нельзя сыграть. На лире из Ступина нет украшений, зато на ней может сыграть любой желающий.

«Она чуть меньшего размера, чем оригинал, но с точной копией колковой системы, которая тогда использовалась. Строй неизвестен, поэтому я применяю архаичный лакрийский лад, который пришел к нам из античности», — говорит автор реплики Павел Потапов.

В его музыкальной коллекции более десятка воссозданных исторических инструментов: от простейших деревянных дудок и тростниковых кларнетов до более сложных струнных лютней и арф.

Есть и этнографические инструменты: например «траншейный аккордеон». Его делали из консервной банки, куска доски или лыжи и единственной струны. На одном конце лыжи крепили консервную банку, на другом колок. Между ними натягивалась струна. Нехитрое приспособление пользовалось у солдат Второй мировой войны большим спросом.

Кроме музыкального направления, в мастерской занимаются воссозданием орудий труда каменного и бронзового веков. На мастер-классах можно сделать каменный нож, наконечник для стрелы или топор. Традиции ткачества хранит и передает Софья Потапова. В мастерской есть настоящие прялки и веретена, а также несколько «самопрях».

«Самопряхи — такой айфон в мире прялок. Прялка сама скручивает и наматывает нить, а человеку нужно просто вовремя успевать подавать пряжу», — рассказала Потапова.

Экспонаты мастерской неоднократно демонстрировались на таких площадках, как «Ученые против мифов», крупнейших фестивалях исторической реконструкции «Времена и эпохи», «Пламя Аркаима». В мае минувшего года семья организовала свой фестиваль «Гефест-фест». Он прошёл в сергиево-посадском этнопарке «Кочевник».

Андрей Семибратов

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.