В народном календаре 4 сентября известно как день Агафона Огуменника. Эта дата связана с православным почитанием мученика Агафоника Никомидийского, жившего в IV веке.
Однако в народном сознании этот день был наполнен собственными поверьями, в центре которых находился леший. Считалось, что лесной дух выходит из своих владений, чтобы проказничать на гумнах, где хранились снопы урожая, поэтому день был окружен множеством защитных обрядов и строгих запретов.
Основной заботой в день Агафона была защита собранного урожая от нечистой силы. Главным возмутителем спокойствия считался леший, который, по поверьям, мог прийти на гумно, чтобы раскидать и спутать снопы. Для защиты от него мужчины проводили особый ночной дозор. Они надевали тулупы мехом наружу, повязывали головы полотенцами и, взяв в руки кочергу, очерчивали вокруг гумна защитный круг. Находясь внутри этого круга, они верили, что леший не сможет к ним подобраться.
«Считалось, что к этому времени урожай уже свезен на гумно, и лесной дух, чьи владения пустели, выходил к людям в поисках забав и проказов. Он мог разбросать снопы, перепутать солому, что было равносильно потере части урожая, от которого зависела вся зима», — объясняет историк-этнограф Елена Камышева.
Женщины в это время старались задобрить домашних духов. Они пекли пироги и оставляли их в качестве угощения в бане, за печью и в конюшне, чтобы домовой и дворовой духи были сыты и не вредили хозяйству.
На Агафона Огуменника существовал целый ряд строгих запретов, направленных на защиту от зла. Главный из них — не ходить в лес. Предки верили, что в этот день леший особенно активен и может завести человека в непроходимую чащу.
Также считалось плохой приметой принимать или дарить подарки. Верили, что вместе с подаренной вещью можно отдать свое счастье, а с полученной — забрать чужие беды.
Не следовало рассказывать о своих планах на будущее, чтобы они не сорвались. Незамужним девушкам советовали без особой нужды не покидать дом, чтобы нечистая сила не утащила их.
Кроме того, в этот день запрещалось жаловаться на свою судьбу, так как это могло лишь усугубить проблемы. Женщинам предписывалось не есть до заката, чтобы сохранить свою красоту и молодость.
День Агафона считался временем для добрых дел и усердного труда. Позитивное поведение и честность воспринимались как лучшая защита от происков нечистой силы.
Следовало проявлять заботу не только о близких, но и о животных и растениях. Согласно поверьям, лесной дух благосклонно относится к добрым людям и помогает им, а злых и жадных наказывает. Поэтому добросердечие, помощь нуждающимся и ответственная работа по хозяйству были лучшими способами провести этот день.
Совершение благих поступков, как верили предки, могло нейтрализовать прошлые прегрешения и привлечь в дом благополучие.
По погоде и природным явлениям в день Агафона Огуменника судили о предстоящей осени и зиме. Ясный и солнечный день предвещал теплую погоду на ближайшие четыре недели.
Если же в лесу было мало грибов, но много орехов, готовились к морозной и снежной зиме. Быстро рассеивающийся утренний туман обещал долгое сохранение хорошей погоды. Пауки, плетущие свои сети высоко, указывали на грядущую холодную зиму. Услышать уханье филина возле дома считалось верным знаком того, что леший ходит где-то поблизости.
Ранее REGIONS сообщал, что нельзя делать в Фаддеев день.