Эксперты обсуждают полный запрет на съемную «иранскую тонировку». Национальный автомобильный союз (НАС) выступил с предложением ужесточить меры в отношении этих приспособлений, хотя их использование и сейчас противоречит правилам дорожного движения. Об этом сообщает газета «Вечерняя Москва».
«Иранская тонировка» — это рулонная пленка, которая крепится на боковые стекла автомобиля при помощи присосок. Ее светопропускаемость составляет от 5 до 15 процентов. Название, вероятно, связано с тем, что в Иране активно используют затемняющие пленки для защиты от солнца. Изначально шторки предназначались для большегрузов и минивэнов, чтобы водители могли отдыхать, но со временем стали популярны и у владельцев легковых авто. Главная особенность этих шторок в том, что водитель может быстро снять их при остановке сотрудником Госавтоинспекции, чтобы избежать штрафа.
Согласно действующим нормам ГОСТ, лобовые и передние боковые стекла автомобиля должны пропускать не менее 70 процентов света. Таким образом, использование съемной тонировки, которая ограничивает обзорность, уже является нарушением. По данным КоАП РФ, за это предусмотрен штраф в ₽500, а при повторном нарушении — возможен арест. Однако на практике, если водитель успевает снять пленку, доказать его вину сложно. Тем не менее есть прецеденты, когда Верховный суд признавал законным штраф, выписанный инспектором даже без замера светопропускаемости.
Вице-президент НАС Антон Шапарин считает, что «иранские шторки» существенно увеличивают риск ДТП, так как водитель может не заметить пешехода. По его мнению, с полностью затемненным лобовым стеклом человека можно различить лишь с 50 м, а без тонировки — со 100. Он предложил ввести жесткие штрафы: от ₽5 тыс. за первое нарушение и до ₽15 тыс. — за повторное. Также Шапарин выступил за полный запрет на продажу этих приспособлений. В свою очередь автоюрист Лев Воропаев считает, что отдельный запрет не имеет смысла, так как использование такой тонировки и так запрещено. По его мнению, запрещать их продажу бессмысленно, так как их можно заказать на иностранных маркетплейсах. Однако Воропаев подчеркнул, что отказ водителя вернуть шторку на место для замера может быть расценен как неповиновение законному требованию сотрудника полиции, что грозит арестом на срок до 15 суток.
Председатель Движения автомобилистов России Виктор Похмелкин согласился с необходимостью запрета, несмотря на сложности доказательства вины. Он провел аналогию со взяточничеством и предположил, что со временем у инспекторов появятся способы фиксации, например, с помощью видеокамер. По его мнению, помимо запретов, необходимо проводить разъяснительную работу с водителями, чтобы повышать их сознательность.
Ранее стало известно, что нештатные коврики могут затруднить пользование педалями.