С 1 сентября 2025 года в Подмосковье и других регионах России планируется запуск системы автоматического контроля наличия страховки у водителей такси. Речь идет об ОСГОП — обязательной страховке гражданской ответственности перевозчика пассажиров. Нарушителей будут фиксировать камеры дорожного наблюдения в рамках интеграции с единой системой «Паутина», сообщил источник «Известий» в Минтрансе.
Идея основана на объединении в единый цифровой контур данных из реестров такси, страховых компаний, систем технического осмотра, баз ГИБДД и информационной платформы «Паутина» МВД. Искусственный интеллект в режиме реального времени будет анализировать данные с дорожных камер и сопоставлять их с базами по страхованию и регистрации.
В Подмосковье, как и в большинстве регионов, более 90% таксистов по-прежнему не оформляют ОСГОП. В Москве, по данным участников рынка, этот показатель составляет около 30%. При этом формально проверка осуществляется через сайт Национального союза страховщиков ответственности (НССО), однако региональные инспекции зачастую не успевают обрабатывать краткосрочные или «однодневные» полисы.
Председатель Общественного совета по развитию такси Ирина Зарипова считает, что система поможет навести порядок в отрасли, но предупреждает: при недостаточной координации могут пострадать и добросовестные водители. «Если власти не будут видеть оформленный краткосрочный полис, у водителя могут незаконно аннулировать разрешение», — пояснила она.
Инвестор компании «Шоколад» Спартак Заболотский отмечает, что перевозчики часто страхуют автомобили как частные, поскольку ОСАГО для такси стоит почти в два раза дороже: в Москве это около 70 тыс. рублей в год против 35 тыс. для личного транспорта. Учитывая дополнительную нагрузку от ОСГОП, небольшие таксопарки несут затраты до миллионов рублей в год.
Представители страховой отрасли уверены, что подключение к автоматизированной системе (АИС) страхования позволит контролировать наличие и корректность всех полисов, включая цели использования ТС. В настоящее время в базе содержатся данные о 44 млн транспортных средств.
В то же время участники рынка опасаются, что усиление контроля приведет к росту нагрузки на бизнес, не решая главных проблем. «Таксистам негде проходить медосмотры и техосмотры — до 97% водителей выходят на линию без этих процедур», — говорит глава Союза «Цифровой мир» Валерий Корнеев. По его словам, с учетом других требований — путевые листы, перекраска автомобилей, локализация — легальный бизнес становится убыточным.
Минтранс рассматривает автоматический контроль как продолжение ранее перенесенного эксперимента по проверке наличия ОСАГО, запуск которого теперь ожидается в июне. Сами агрегаторы, включая «Максим», поддерживают упрощение регулирования, отмечая, что перегрузка нормами вытесняет водителей в «серую» зону.
Ранее сообщалось, что в Подмосковье заменят покрытие на 170 км региональных трасс.