Минтранс России предлагает легализовать практику овербукинга — продажи билетов сверх фактического количества мест на борту — для авиарейсов, выполняемых не реже двух раз в день, сообщает «Известия». При этом планируется ввести категории пассажиров, на которых правило не будет распространяться: это семьи с детьми, многодетные и люди с инвалидностью. Как пояснили в ведомстве, инициатива направлена на повышение эффективности загрузки рейсов и сдерживание роста цен на авиаперевозки.
Предложение озвучил заместитель министра транспорта Дмитрий Зверев в ходе Петербургского международного юридического форума. Он подчеркнул, что овербукинг возможен лишь при соблюдении ряда условий: обязательное информирование пассажира при бронировании, предоставление компенсации в случае отказа в посадке и наличие альтернативного рейса в тот же день.
По словам Зверева, проект изменений в Воздушный кодекс обсуждается с экспертами и потребительскими организациями. В Минтрансе признают, что механизм нуждается в четкой проработке, включая меры по недопущению злоупотреблений и защите прав граждан.
На сегодняшний день продажа билетов с превышением мест не закреплена в российском законодательстве. Однако на практике овербукинг все же применяется. Как поясняет председатель Общероссийского объединения пассажиров Илья Зотов, различают два типа сверхбронирования: «технический» — при замене самолета на менее вместительный, и «продажный» — когда билетов продается больше с учетом вероятных неявок. Во втором случае чаще всего речь идет о рейсах с высокой частотой и плотной загрузкой — например, между Москвой и Петербургом или Сочи.
Юристы подчеркивают: действующие нормы Воздушного и Гражданского кодексов обязывают перевозчика предоставить пассажиру место в соответствии с заключенным договором. Отказ от выполнения обязательств может повлечь за собой требование компенсации не только стоимости билета, но и других расходов, включая моральный вред. Закон о защите прав потребителей также распространяется на подобные ситуации.
В рамках обсуждаемой реформы авиаперевозчиков обяжут информировать клиента о возможном риске отказа в посадке еще на этапе бронирования. Пассажиру предложат выбор: согласиться на участие в овербукинге с возможной компенсацией или отказаться в пользу другого рейса. Возможный формат выплаты — фиксированная сумма, например, 10 тыс. рублей, сразу в аэропорту при переносе вылета.
Особое внимание в обсуждении уделяется категориям граждан, которых не затронет овербукинг. Это семьи с детьми, многодетные и люди с ограниченными возможностями — для них должен сохраняться гарантированный посадочный талон вне зависимости от спроса.
Ранее инициативу о введении правовой базы для овербукинга предлагал «Аэрофлот». Компания подчеркивала, что подобные меры помогут избежать серых схем, когда бронирование превышает норму без соответствующих выплат или правил. В 2023 году генеральный директор авиаперевозчика Сергей Александровский заявлял, что наиболее остро необходимость в легализации ощущается у лоукостеров, прежде всего у «Победы».
Эксперты при этом предупреждают о рисках. Оповещение о возможности отказа в посадке может использоваться мошенниками — для этого потребуется защита от фишинга и ложных рассылок. Кроме того, компенсация за неоказанную услугу по действующему закону составляет всего 100 рублей в час задержки, что явно недостаточно для полноценной компенсации.
В Минтрансе обещают доработать проект с учетом замечаний потребителей и специалистов, чтобы механизм стал понятным, прозрачным и безопасным.
Ранее сообщалось, что аэропорты Подмосковья временно ограничили прием и вылет рейсов.