Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дзержинский
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Звенигород
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Краснознаменск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Протвино
  • Пушкино
  • Пущино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

«Море — это тельняшка, ощущение выполненной задачи»: боцман из Воскресенска рассказал о жизни в море

«Море — это тельняшка, ощущение выполненной задачи»: боцман из Воскресенска рассказал о жизни в море

Фото: freepik.com
Автор: Ольга Соломатина
27 июля 2024 в 11:00

Житель Воскресенска Игорь Зозуля уже давно скучает по любимой работе боцманом.

В день ВМФ воскресенский моряк рассказал Regions.ru о том, как жил на кораблях и плавал в океанах.

Игорь ответил, на каких кораблях плавал много лет, и какая история была самая интересная.

«В основном это были рыбовладельческие судна, «плавбаза», «плавзавод». Большие судна обрабатывали рыбу для передачи на берег. Намного реже плавал на научно-поисковых кораблях. Там было яркое событие в истории моей работы в море. С него и начну. Однажды мы искали, известно утонувший во времена Советского Союза, сбитый нашими военными южно-корейский самолет. Сбили самолет разведки. Научно-поисковые судна с помощью спецоборудования нашли южно-корейский самолет. Мы его долго искали и нашли», — рассказал моряк из Воскресенска.

Это была трагедия 1983 года. Советские военные сбили южно-корейский самолет, предполагая, что это американские разведчики.

Боинг пролетал там, где находились советские военные объекты. Полеты иностранных самолетов были запрещены. Боинг приближался к Камчатке. Для его перехвата подняли в небо советские истребители. Затем лайнер покинул воздушное пространство Советского Союза. Но продолжил полет над Охотским морем. Советские истребители вернулись на базу. Когда рейс повторно вошел в запрещенное воздушное пространство, над Сахалином, советский перехватчик догнал, сопровождал его и выпустил несколько сотен предупредительных снарядов. Он не пытался связаться по радио, потому что для этого нужно было перейти на другую частоту. Летчик не смог распознать, чей нарушитель, объяснив, что военные не изучают гражданские воздушные суда иностранных компаний. Нарушитель заметил истребителя и снизил скорость. Советский пилот посчитал это за попытку ухода от перехвата. При расследовании причин катастрофы международная комиссия предполагала, что лайнер снизил скорость, потому что начал набирать высоту, чтобы занять другую. Когда лайнер летел над нижней кромкой облаков, с земли приказали уничтожить. Советский истребитель выпустил две ракеты. Через четыре минуты лайнер упал в пролив Лаперуза, неподалеку от Татарского пролива. 269 человек на борту погибли, об этом написала Wikipedia.

История достаточно известная, о ней говорили во всем мире. Самолет искали научно-поисковые корабли. И воскресенский моряк Игорь тоже ощутил причастность к поискам, большая задача государственной важности была выполнена. 

«Мы нашли этот южно-корейский самолет, очень впечатляющее событие для всех было тогда. Такие важные моменты сплачивают команду в море, мы, как одна большая семья, прошли огонь и воду. Атмосфера особенная, ощущение выполненной задачи, сделали дело до конца», — добавил моряк. 

Игорь рассказал, кем работал на кораблях.

«Я прошел от матроса до боцмана, до «дракона». Экипаж судна, на котором я тогда плавал, состоял из 62 человек. Это маленькое судно, есть по 200 человек, а то и по 500. Я работал и на больших, и на маленьких. Если говорить о рыбовладельческих суднах, ездили на кораблях с нами и семьи, мужья с женами, заработать в сезон. Их называли «сезонные экипажи». Имеется ввиду, сезон ловли той или иной рыбы. Каждый месяц рыбу ловили разную», — поделился боцман.

На Сахалине во время плавания моряки пополняли запасы. К берегу подвозили исчерпанные запасы бочек. А в Тихий океан отправлялись уже с запасами, в том числе еды и воды.

Игорь Зозуля уточнил, чем кормили моряков в плавании. И чем занимался на рыбовладельческих суднах.

«Кормили нас на убой. Все ел, больше всего любил обычное мясо и кальмаров, крабов. «Плавбаза, плавзавод» — это такие судна, здесь мы обрабатывали рыбу для передачи на берег. Первый мой «заплыв» был на плавбазе «Чукотка». Я был матросом. Порт «Петропавловск-Камчатский». В трюме по цепям сверху летела со страшной скоростью бочка. Надо было ее поймать, остановить, откатить, поставить ровно. Вес одной бочки 200 килограммов. Когда первый раз все это делал, разбил все ноги в кровь. Потом привык. В море ко всему привыкаешь», — поделился Зозуля.

Не выходить на берег, домой, воскресенский моряк мог годами. 

«Один «заплыв» приходился, бывало, на 7-8 месяцев, но я практически жил в море. Дома один, холодильник забивать некому. Бывало так, что с одного судна «прыгнал» на другое и опять на 7-8 месяцев в плавании. Так я жил несколько лет. Бывало конечно, 2-3 месяца использовал отдыха, как многие моряки. Мой дом был – корабли. С Владивостока в Находку, на магаданские суды, весь Дальний Восток объехал, «Совгавань». Тихий океан, Охотское море. По 10 тысяч километров плавали», — рассказал житель Воскресенска.

Воскресенец рассказал, как пришел к такому ритму в жизни, как начинал и оказался в море.

«После армии в Воскресенске был организован набор на Дальний Восток во Владивосток. Докер – механизатор, грузчик в порту, много кем работал. Через два месяца ушел на «ТУРНИФ», территориальное управление научно-поисковой разведки флота. Потом учебное судно «Альба» в течение полугода проходил обучение, моторист 1 класса, матрос-обработчик 1 класса, газоэлектросварщик, только это не та работа, что на земле, в ЖКХ. Специальное обучение прошел. Полгода работал на Белозаморском судне. Получил свидетельство. Обучали в том числе, как вести себя на корабле. Есть ведь бури, штормы», — поделился Игорь Зозуля.

О борьбе с бурями боцман рассказал с особенным настроем. Риски в море есть как у военных моряков, так и гражданских.

«Когда рыба идет, работаешь как волк, месяцами не выходя на берег. Рыбу обрабатывали и отправляли на берег. Ежедневный труд был тяжелым: разделка, сортировка, укладка. А еще мы учились существовать вместе, семьей. Отвечать за свои поступки, не подставить, не предать. Моряки – одна семья. И сегодня в Воскресенске я знаю моряков здешних, мы дружим. На судах воспитаны, на штормах и бурях. И погибали на наших глазах ребята. Однажды на маленьком судне, нас было 386 человек, одному во время шторма ваером оторвало голову на наших глазах. Ваер — стальной канат для буксировки трала. Так случается. Кроме того, примерно у 80% моряков есть морская болезнь, меня она миновала. Кто-то служил на подводных судах, кто-то военный, кто-то гражданский, на рыбовладельческих суднах. Но всегда мы, моряки, будем обниматься на суше. Потому что нас коснулась особенная жизнь в зоне риска», — рассказал боцман из Воскресенска.

У каждого моряка есть что-то, что всегда напоминает ему море. У Игоря из Воскресенска это тельняшка.

«Напоминает мне море тельняшка. Дома ношу исключительно тельняшку. Моей дочке 10 лет, рассказываю, как плавал, мне нравится вспоминать годы в море. По праздникам вижу друзей, местных моряков. Встречи дают заряд эмоций. Я работаю в контролирующей организации, но море по-прежнему люблю и с удовольствием в отпуске с семьей отдыхаю на море», — добавил Игорь Зозуля.

Игорь Зозуля поздравил всех моряков, и военных, и гражданских, особенно  воскресенцев, с Днем военно-морского флота России.

Если у вас есть своя история, напишите в редакцию.

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.