После выхода книги "Православие в Китае" председатель Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата митрополит Волоколамский Иларион рассказал сайту "Вести.Ру" об истории и развитии Православной Церкви в этой стране.
Хотя китайская цивилизация имеет репутацию веротерпимой, история христианства в Китае весьма драматична. В XIX веке в этой стране успешно проповедовали миссионеры разных христианских конфессий, но во время так называемого "боксерского восстания" (1898 - 1901) практически всех китайцев-христиан перебили. Самая страшная резня случилась в ночь с 11 на 12 июня 1900 года. Более 200 китайцев, принявших тогда мученические венцы, канонизированы Православной Церковью.
После создания КНР пошла вторая волна репрессий. Вдобавок к общекоммунистической ненависти к религии вообще и к христианству в особенности китайским властям была свойственна повышенная подозрительность к иерархическим церковным структурам, неподконтрольным Пекину. Так, было практически полностью уничтожено православие, широко распространившееся в стране в межвоенный период благодаря многочисленной русской эмиграции. Сейчас в стране не осталось ни одного православного священника: лишь изредка заезжие из России священнослужители служат литургии в храмах при посольствах, куда китайцы не допускаются.
Митрополит Иларион, в частности, сказал:
В 2010 году исполнилось 325 лет Православию в Китае. Оно было принесено в Пекин пленными русскими казаками из Албазинского острога. С начала XVIII века до 1917 года Русской Православной Церковью в Китай было направлено 20 духовных миссий. Их заботы прежде всего были сосредоточены на проповеди Евангелия Христова и духовном руководстве православными верующими. Но вместе с тем деятельность этих миссий включала и изучение языка, и перевод богослужебных текстов, и изучение культуры, истории и современной жизни китайского народа. Труды русских миссионеров внесли значительный вклад в развитие отечественной синологии.
К XX столетию Китайская Православная Церковь включала не только многочисленную китайскую паству, но и свой национальный клир и даже епископат. В конце 1956 года Священный Синод Русской Православной Церкви принял решение о предоставлении ей автономии, а в 1957 году состоялась архиерейская хиротония первого предстоятеля Китайской Автономной Православной Церкви - епископа Пекинского Василия (Шуана). Однако после смерти епископа Василия в 1962 году, а затем и епископа Шанхайского Симеона в 1965, особо подчеркнем - рукоположенных в Москве архиереями Русской Православной Церкви с согласия Государственного управления КНР по делам религий - Китайская Православная Церковь лишилась архипастырского руководства, а в условиях "культурной революции" ее жизнь пришла в упадок.
В настоящее время на территории КНР существует несколько православных общин на северо-востоке Китая, в Синьцзян-Уйгурском автономном округе, Пекине, Шанхае и других городах. Многие общины лишены пастырского окормления и храмов. Храмы существуют лишь в Харбине, Лабдарине, Урумчи, Кульдже, Чугучаке. Православие признано как религия русского национального меньшинства в специальных автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия, провинции Хэйлунцзян.
Сегодня православные верующие Китая страдают из-за отсутствия священников и регулярных богослужений. Русская Православная Церковь как Церковь-Мать заинтересована в восстановлении деятельности Китайской Автономной Православной Церкви. На данном этапе наша Церковь готова оказывать всестороннюю помощь китайским верующим, и в первую очередь, в появлении китайских священников.
На фоне роста числа католиков и протестантов в современном Китае, православные верующие этой страны, которые имеют более чем 300-летнюю традицию, к сожалению, пока лишены возможности нормальной церковной жизни. И это отнюдь не способствует их численному росту.
В сентябре 2010 года делегация Государственного управления КНР по делам религий посетила Россию в качестве гостей Русской Православной Церкви и познакомилась с Московскими и Санкт-Петербургскими духовными школами для определения места обучения студентов из Китая. Надеемся, что в этом году китайские студенты приедут в Россию на учебу.
При Совете по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте Российской Федерации создана рабочая группа по взаимоотношениям с КНР в религиозной сфере. Деятельность этой группы, надеемся, окажет помощь, в частности, в деле нормализации положения Православия в Китае. Уже имеются и первые результаты такого сотрудничества. Китайская сторона разрешила священнику из России совершить пасхальное богослужение для соотечественников в Покровском храме Харбина. Надеюсь, что практика пастырского посещения священниками Русской Православной Церкви православных общин Китая, пока не имеющих своих священников, в особо чтимые дни - Пасху и Рождество - будет сохраняться и расширяться на другие города. На престольный праздник Покровского храма в Харбине русские и китайские верующие совместно молились за богослужением, совершенным старейшим клириком Китайской Автономной Православной Церкви священником Михаилом Ваном.
Для российских граждан в настоящее время православные священники из России совершают богослужения также и на территории дипломатических представительств Российской Федерации в Пекине, в восстановленной посольской церкви Успения Божией Матери, и в Шанхае. Возрождена деятельность и Петро-Павловского прихода в Гонконге. Существуют домовые храмы в Шэньчжене, Гуанчжоу и Макао, где совершаются богослужения для иностранцев.
В 1949 году на Тайвань попали русские эмигранты из Шанхая и Синьцзяна. По их приглашению в 1957 году Тайбэй посетил архиепископ Ириней из Токио, который совершил службу в частном доме. В 1958 году в этом же доме был устроен временный храм, посвященный Иоанну Крестителю. Владыка Ириней, а в дальнейшем и вверенные ему священники регулярно посещали Тайвань. Однажды в Тайбэе побывал и архиепископ Иоанн (Шаховской).
Сегодня на консульском учете в Тайбэе стоят около 300 граждан России. Православная русскоязычная диапора в настоящее время посещает приход Константинопольского Патриархата, но греческий священник не владеет русским языком и не может в полной мере удовлетворить пастырские нужды наших верующих.
Официальные документы, регламентирующие отношения РФ и КНР, подчеркивают, что Россия и Китай проводят политику "одного Китая", но при сохранении единой политической позиции стороны не препятствуют друг другу в развитии экономических, культурных и прочих связей с Тайванем. Тайваньская сторона выражает готовность оказать содействие Русской Православной Церкви в открытии прихода. Однако говорить о конкретных сроках пока рано. На протяжении ряда лет Русская Православная Церковь предоставляла возможность гражданам КНР, желающим получить духовное образование, обучаться в духовных школах Москвы и Петербурга. Однако до последнего времени граждане КНР, получившие духовное образование в России, не могли продолжать свое служение в существующих православных храмах Китая из-за отсутствия всекитайской православной организации. Надеюсь, что теперь, после подписания соглашений о духовном образовании в России, открываются новые перспективы для китайских студентов.
На сегодняшний день в Китае насчитывается до 15 000 православных верующих. Большей частью они проживают в Пекине, Шанхае, провинции Хейлунцзян, автономных районах Синьцзян и Внутренняя Монголия. Китайская Автономная Православная Церковь имеет только двух священнослужителей-китайцев - это 87-летний священник Михаил Ван Цюаньшэн и 83-летний протодиакон Евангел Лу Яфу. Они лишь изредка, учитывая их почтенный возраст, могут совершать богослужения, в том числе и на китайском языке, а потребность в таком богослужении очевидна: эти редкие службы собирают значительное количество китайских верующих.
Силами братства святых апостолов Петра и Павла в Гонконге на протяжении последних лет ведется работа по переводу на китайский язык православных молитвословов, святоотеческого наследия, а также современной богословской, аскетической и нравственной литературы. Среди них - труд святого Николая Кавасилы "Изъснение Божественной литургии", книги архимандрита Иоанна (Крестьянкина) "Опыт построения исповеди", архимандрита Софрония (Сахарова) "Старец Силуан", монументальный труд протоиерея Георгия Флоровского "Пути русского богословия", труд известного богослова Ярослава Пеликана "Христианская традиция", эссе митрополита Пергамского Иоанна (Зизиуласа) "Истина и Причастие" и "Личность и Бытие", два сборника лекций профессора Сергея Хоружего о духовной традиции и другие. Тайваньский университет Фужэнь издал на китайском языке мою книгу "О молитве". Осуществлен перевод молитвословий и последований церковных служб (части суточного богослужебного круга, служба Пасхи и Рождества). Но многое еще предстоит сделать.
Священный Синод Константинопольской Церкви в 2008 году объявил Китай территорией своей Гонконгской митрополии, включив также в ее состав ряд стран Юго-Восточной Азии. Русская Православная Церковь с сожалением восприняла такое решение, которое, во-первых, принято в одностороннем порядке, без ведома православных верующих, проживающих в Китае, а, во-вторых, игнорирует права Китайской Автономной Православной Церкви. Архиерейский Собор Русской Православной Церкви 2008 года заявил о нерушимости канонических границ Китайской Автономной Православной Церкви и одобрил позицию по данному вопросу, ранее сформулированную в заявлении Священного Синода Русской Церкви.