Серьезные трудности с чтением и письмом, с которыми сталкиваются многие старшеклассники, часто являются признаками стойких речевых нарушений, а не простой невнимательностью. Дислексия и дисграфия могут серьезно мешать обучению и раскрытию потенциала подростков, сообщили в пресс-службе Министерства здравоохранения Московской области.
К такому выводу пришли эксперты Научно-исследовательского клинического института детства (НИКИ детства) и главный логопед Министерства здравоохранения Московской области. По их словам, дислексия и дисграфия могут серьезно мешать обучению и раскрытию потенциала подростков.
По словам директора НИКИ детства Нисо Одинаевой, многие родители ошибочно полагают, будто все речевые проблемы к старшим классам должны исчезнуть. На практике же именно под давлением объемных текстов, контрольных и сочинений вскрываются скрытые нарушения. Она подчеркнула, что дислексия и дисграфия — это не признак лени, а следствие невыявленных нарушений речевого развития.
Одной из ключевых причин проблем специалисты называют фонетико-фонематическое недоразвитие (ФФН). Этим термином обозначается нарушение способности различать и правильно использовать звуки речи. Оно часто остается незамеченным, особенно если ребенок в раннем возрасте научился выговаривать звуки, но при этом сохранились тонкие дефекты. Эти особенности напрямую влияют на умение анализировать звуковой состав слова, что и приводит к ошибкам.
Главный внештатный логопед-специалист Минздрава Московской области Светлана Просецкая отметила, что коррекция звукопроизношения остается необходимой частью работы с дисграфией даже у подростков 12–15 лет. Без четкой артикуляции и развитого фонематического слуха, по ее мнению, невозможно сформировать правильное орфографическое чутье. Просецкая подчеркнула, что письмо строится на звуках, и если звук воспринимается неточно, то и записан он будет с ошибкой. Поэтому работа логопеда в такой ситуации является не «доведением», а восстановлением фундамента грамотной речи.
Для оказания эффективной помощи ребенку в Подмосковье рекомендуют пройти комплексное обследование. Оно включает проверку слуха, чтобы исключить проблемы с различением похожих звуков, обследование зрения, которое может выявить трудности с фиксацией взгляда при чтении, и обязательную логопедическую диагностику для оценки уровня речевого развития. Пройти его можно как в поликлинике по месту жительства, так и с направлением в НИКИ детства.
Светлана Просецкая добавила, что в обществе необходимо формировать культуру обращения за помощью. Систематическая путаница букв, неспособность прочитать длинное предложение без ошибок и стресс перед письменными работами — это прямой повод для визита к логопеду. Комплексный подход, включающий коррекцию звукопроизношения, развитие фонематических процессов и психологическую поддержку, позволяет добиться значительных результатов даже в старшем школьном возрасте. Своевременная диагностика и системная коррекция являются залогом успеха в обучении и уверенности в себе любого школьника.
Министерство здравоохранения Московской области напоминает, что жители региона могут пройти бесплатную диспансеризацию и профилактические медосмотры в поликлиниках по месту прикрепления. Самозапись доступна на региональном портале государственных услуг «Здоровье», по телефону 122.
Ранее REGIONS сообщал, что в Подмосковье построят новый, современный корпус МОНИИАГ.