Речевое развитие ребенка — процесс индивидуальный, но маленькие ежедневные упражнения и привычки могут заметно ускорить появление первых слов. Важно делать все системно и в виде игры, уверяют специалисты. И тогда ребенок воспринимает занятия как общение, а не как рутину и тренировку. REGIONS узнал у эксперта, какие первые шаги позволят преодолеть речевой барьер.
По словам логопеда-дефектолога из Красногорска Виктории Г., занятия с ребенком, для того чтобы развить речь, достаточно начать с коротких и частых упражнений: 5–10 минут несколько раз в день.
«Такой формат куда лучше и эффективнее, чем одно долгое занятие. Важны при таком подходе повторения и моделирование: говорите с ребенком медленно, четко и простыми фразами, повторяйте то, что делает ребенок. Конечно, важно даже при малейших успехах хвалить: поощряйте любой звук или жест — это мотивирует малыша», — сказала специалист.
Лучше всего проводить занятия в атмосфере полной тишины и спокойствия. В связи с этим эксперт призвала устранять фоновые помехи: выключать телевизор и другие отвлекающие внимание звуковые элементы.
«Занятие по развитию речи нужно проводить для ребенка в виде игры. Например, проще всего использовать игрушки, песни и книгу — тогда интерес выше, а страх ошибки ниже», — заметила специалист.
По словам эксперта, лучше всего начинать с небольших и очень простых упражнений.
«Есть такое упражнение, как “Дутье на перышко”. То есть ребенок дует на легкую игрушку или кусочек ватки, повторяя движение 5–10 раз. Это упражнение развивает контроль дыхания. Надувание щек — еще один метод, когда главная задача, чтобы малыш пытался надуть щеки, потом “выпустить воздух” со звуком “фууу”. Упражнение полезно для губ и контроля выдоха. Есть также интересное упражнение, которое нравится многим юным ученикам: оно называется “Поцелуйчик”. Нужно, чтобы малыш делал “чмок” губами или имитировал поцелуй. Данный способ укрепляет губы».
Финалом такой череды упражнений станет активация языка, когда ребенку нужно сложить язык «чашечкой» и попытаться коснуться им уголков рта. Спикер рекомендует делать это занятие возле зеркала.
Попытки заговорить должны сопровождаться также играми. При этом важно, чтобы родитель не гнался за мгновенным результатом.
«Ваша цель — не заполучить беглую речь здесь и сейчас. Куда важнее медленными шагами, но хорошей работой добиться пусть более позднего, но качественного результата. Начинайте с простых слогов: “ма-ма”, “па-па”, “ба-ба” — и просите повторить. Играйте в эхо: вы говорите — малыш повторяет», — сказала эксперт.
Очень нравятся юным ученикам занятия в форме песен и рифмовок: простые песенки, считалочки и потешки стимулируют ритм речи и память, уточнила логопед.
«Можно некоторые фразы петь, чтобы ребенку было проще воспринимать новую информацию. Еще есть интересный метод — игра “Что это?”. Нужно просто показывать малышу картинку или игрушку и спрашивать его: “А что это?” Сначала называйте предметы сами, затем ждите попытки ребенка», — продолжила спикер.
Эксперт также порекомендовала читать с малышом небольшие тексты с крупными иллюстрациями: лучше всего ежедневно по 5–10 минут, называя предметы с просьбой показать их. Это тоже ускорит процесс улучшения речи, добавила специалист.
Если же никакой из этих способов не дает результата, то лучше обратиться к логопеду-дефектологу.