Как признается Александр, копать он начал с детства. Относительно недавно закончилась Великая Отечественная война. Деревня его бабушки находилась как раз там, где шли ожесточенные бои, поэтому поле за восстановленными домами было усеяно военными реликвиями.
«Мне было восемь лет, и с мальчишками постарше мы каждый вечер отправлялись на «раскопки». Потом садились у костра и рассматривали найденные металлические штуки. Там были медали, в том числе и немецкие, которых мы никогда не видели, бляхи от ремней, пули и даже гранаты. Тогда за этим никто не следил, а нам и в голову не приходило, что это может быть опасным. К счастью, трагедии не случилось, а интерес к раскопкам остался на всю жизнь», — рассказал поисковик.
По словам Александра, поиски артефактов всегда было достаточно популярным хобби, но массовым это увлечение стало с появлением первых доступных по цене металлоискателей в 90-х годах.
«Искали все и всё, оставляя после себя лунную поверхность и разоряя культурный слой, а на находках делали бизнес: делили между собой территории, осуществляли незаконную торговлю государственными ценностями. Во многом это привело к необходимости ужесточить законы в сфере раскопок», — добавил Оливкин.
Сегодня действующее законодательство практически исключает проведение раскопок ради наживы, поэтому законопослушные копатели делают это исключительно ради удовольствия и в разрешенных местах. Как правило, в их коллекциях пуговицы, вышедшие из обращения монеты и украшения, не имеющие большой материальной ценности.
По словам копателя, самое ценное в процессе раскопок — положительные эмоции, но чтобы случайно не стать преступником, прежде чем идти куда-то с лопатой и металлоискателем, нужно внимательно изучить закон.
За юридической консультацией в этом вопросе REGIONS обратился к эксперту в правовой сфере Гульназ Измайловой.
По словам юриста, кладоискательство запрещено на всей территории России, если это не частная земля кладоискателя, но потерянная вещь — не является кладом, это находка, поэтому важно уметь отличать одно от другого.
«У клада есть точное определение в ст. 233 Гражданского кодекса: «Зарытые в земле или сокрытые иным способом деньги или ценные предметы, собственник которых не может быть установлен либо в силу закона утратил на них право», — уточнила Гульназ Измайлова.
Однако и не все находки можно оставить себе. В России деятельность копателей регламентирует закон № 245-ФЗ. Его суть заключается в том, что все предметы археологии, изъятые из земли, принадлежат государству.
«Предметы археологии определены возрастом в 100 лет. Это говорит о том, что поиск можно осуществлять там, где люди жили последний век. Все, что раньше — это культурный слой, который разорять запрещено. В определении таких мест может помочь археологическая карта России. Поиск и изъятие историко-культурных предметов из мест залегания называется «черной археологией» и карается по статье 243.2 Уголовного кодекса Российской Федерации. Самое суровое наказание — до 6 лет лишения свободы»,— добавила юрист.
Кроме этого, земля, даже если она не огорожена, может кому-то принадлежать. В этом случае необходимо получить разрешение у собственника на проведение поисков потерянных вещей. Это также касается парков, заповедников, скверов и дорог, которые принадлежат, например, муниципалитету.
Специального разрешения также требует старательство (добыча полезных ископаемых) и поисковые экспедиции на местах боевых действий. Поисковикам-любителям доступ в эти сферы запрещен.
«Еще один момент, о котором должны помнить копатели, касается любых манипуляций с оружием и боеприпасами, которые попадают под статью 222 УК РФ. Найденные снаряды трогать небезопасно, и при их случайном обнаружении следует немедленно заявить о находке в полицию», — добавила эксперт.
Иными словами, вещи, не имеющие исторической ценности и не являющееся оружием и боеприпасами, найденные в земле с разрешения ее собственника, можно оставить для личной коллекции. Особняком стоят старательство и поисковые экспедиции, для которых требуется оформление специальных документов.
Главные орудия копателя — металлодетектор и лопата (в зимний период — еще и кирка). Специального разрешения на использование металлодетектора не требуется, а купить его можно на любом маркетплейсе. Чтобы не переплатить и в то же время не ошибиться с выбором, Александр Оливкин советует попробовать простую, но надежную модель.
«Новичкам посоветую «Гарет АСЕ-250». На сленге копателей — «Ася». Ася — как раз для начинающих: если понял, что хобби твое, то можно переходить на более дорогие модели, а если не понравилось, Асю можно перепродать за ту же цену. Стоит она около 20 тыс. руб. У меня французская модель «Деус-2». С ним я нашел большую часть своей коллекции», — поделился Оливкин.
Обычно стойкий интерес к раскопкам появляется сразу после первых находок, поэтому важно, чтобы новичок уже в первой экспедиции нашел что-нибудь для него ценное. Для этого его чаще всего отправляют на известное всем копателям «Поле чудес» в Рогачево (Дмитровский район). Без находок оттуда обычно не возвращаются, но для профи это место уже не представляет интереса.
Где копать еще? Ответ одновременно удивляет и разочаровывает, так как конкретных мест нет.
«Везде, где это разрешено, ведь находки — это все, что потеряли наши предки, а обронить монету, потерять пуговицу или случайно порвать веревочку с крестиком можно в любом месте», — рассказал Александр.
И все же есть одна хитрость, которой пользуется большинство копателей. На сайте «Это место» можно увидеть две карты интересующей местности: одна в реальном времени, а другая показывает, что там было раньше. Если ходить не по современным, а по старым дорогам, то вероятность найти старинные «потеряшки» увеличивается в разы.
Очевидно, что копать зимой сложнее, но мороз — не повод оставаться без любимого хобби на несколько месяцев. По словам Александра Оливкина, даже с наступлением холодов у любого копателя возникает непреодолимое желание схватиться за лопату и бежать в ближайший лес.
«В лютые зимы можно до бесконечности долбить лопатой вечную мерзлоту и, разумеется, ничего не найти. Но сейчас зима достаточно мягкая. Лучшие места для зимних раскопок — это там, где раньше стояли дома: например, заброшенные деревни. А если хотя бы в каком-то виде сохранились постройки, то не придется даже копать. К вашим услугам подвалы и чердаки», — рассказал копатель.
Если морозы сильны так же, как и желание копать, то это время лучше использовать для разведки мест, куда можно вернуться весной. Многие копатели именно зимой прокладывают маршруты и составляют индивидуальные карты местности, отмечая на них «звенящие точки», чтобы с наступлением теплой погоды быть во всеоружии и первыми броситься на поиски сокровищ.
Ранее сообщалось, что в Пестовском парке Балашихи гостей встретит «Народная зима».