
В России с начала декабря заработал новый механизм, позволяющий гражданам восстановить доступ к своим банковским счетам, если те были заблокированы по ошибочному подозрению в мошенничестве. Об этом рассказал директор департамента информационной безопасности Банка России Вадим Уваров, выступая на конференции «Антифрод Россия».
Как сообщает РБК, речь идет о ситуациях, когда клиент банка неожиданно сталкивается с приостановкой операций или полной блокировкой дистанционного обслуживания. Чаще всего это происходит из-за включения его реквизитов в специальную базу данных Банка России, содержащую информацию о счетах, которые могли быть использованы для противоправных действий. По словам Вадима Уварова, ежедневно регулятор получает около 1 тыс. жалоб от граждан, попавших в такую ситуацию. Основную массу обратившихся, как уточнил глава департамента, составляет молодежь в возрасте от 15 до 24 лет, что связано со спецификой современных схем финансового мошенничества.
«Мы стали предоставлять информацию людям, которые обращаются в Банк России, о том, в какой организации были похищены денежные средства, куда переведены, номер уголовного дела и подразделение МВД, куда целесообразно обратиться для того, чтобы люди, которые попали в базу, могли сходить в МВД и подтвердить свою непричастность к совершению преступления», — рассказал Уваров, описывая суть нового механизма.
По его словам, система уже действует по всей стране, и в ЦБ поступают обращения из самых разных регионов — от Дальнего Востока до Мурманска. Алгоритм действий для клиента следующий: получив от Банка России необходимые сведения (номер уголовного дела и данные подразделения МВД), гражданин может обратиться к следователям. Там у него появляется возможность доказать свою непричастность и, в ряде случаев, урегулировать вопрос в досудебном порядке — например, вернуть спорную сумму пострадавшей стороне. После этого правоохранители направляют в ЦБ соответствующее уведомление, и регулятор рассматривает вопрос об исключении человека из мошеннической базы.
Особое внимание в своем выступлении Вадим Уваров уделил операциям с криптовалютой. Именно сделки по ее продаже, по его словам, являются наиболее частой причиной попадания в базу и последующих обращений за «реабилитацией». Подобные схемы, когда украденные у одних лиц средства переводятся за криптоактивы продавцу, в ЦБ ранее называли «треугольниками». При этом глава департамента подчеркнул, что большинство включений в базу являются обоснованными.
Ранее эксперт призвал банки запретить блокировку карт по телефонным звонкам.