
Дети с раннего возраста чувствуют себя в цифровом пространстве свободно и уверенно, но эта легкость может сыграть против них. Мошенники часто используют детскую доверчивость и недостаток опыта. Эксперты Альянса по защите детей в цифровой среде предлагают родителям нестандартный подход к обучению кибербезопасности — превратить его в серию увлекательных игр. О конкретных методиках рассказывает канал «Объясняем.рф» в сервисе MAX.
1. Первый игровой тренажер называется «Кто настоящий?». Его цель — развить у ребенка критическое восприятие контента в социальных сетях. Родителю нужно показать на примере реальных или смоделированных профилей разницу между подлинным и подозрительным аккаунтом. Настоящую страницу обычно выдают десятки друзей, регулярные посты, личные фотографии и история активности. Фейковый профиль часто бывает «пустым»: одна-две аватарки, минимальное количество подписчиков или отсутствие друзей, странные или шаблонные комментарии. Задача ребенка — определить, какой аккаунт ненастоящий, и аргументировать свой выбор.
2. Следующее упражнение — «Стоп-сигналы» — учит распознавать опасные фразы в переписке или рекламных объявлениях. Попросите ребенка назвать, что кажется ему подозрительным в таких сообщениях, как: «Это наш секрет, никому не рассказывай», «Скинь свой пароль», «Отправь свое фото», «Срочно скачай этот файл» или «Ты выиграл iPhone, перейди по ссылке». Обсуждение таких триггеров помогает сформировать внутренний «антивирус».
3. Для защиты от фишинга под видом близких людей эксперты рекомендуют игру «Волшебное слово». Вместе с ребенком придумайте семейный кодовый пароль — секретную фразу, известную только членам семьи. Объясните правило: если в мессенджере с ним вдруг связывается кто-то, кто представляется мамой, папой или другим родственником с просьбой о деньгах или срочных действиях, первым делом нужно запросить этот пароль. Пример диалога: незнакомец пишет: «Привет, дочка, пополни срочно счет». Правильный ответ ребенка: «Привет! Назови наше семейное волшебное слово».
4. Более сложный сценарий прорабатывается в игре «Ловушка или нет?». Родитель предлагает ребенку различные ситуации из жизни соцсетей и игровых чатов: «Срочно скинь свое фото», «Вот ссылка на скидку в игре» или «Друг просит денег». Задача — не просто сказать «да» или «нет», а детально объяснить, в чем именно заключается риск и какую уловку использует злоумышленник.
5. Фундаментальный навык закрепляет игра «Правило трех вопросов». Перед тем как отправить какую-либо личную информацию, файл или перейти по ссылке по просьбе незнакомца, ребенок должен мысленно задать себе три контрольных вопроса:
— Кто этот человек на самом деле?
— Зачем ему то, что он просит?
— Что случится плохого, если я это сделаю?
Эта простая последовательность учит всегда делать паузу для оценки рисков.
Такой игровой формат снимает напряжение с «скучных» нотаций и позволяет в безопасной, домашней обстановке смоделировать потенциально опасные ситуации. В результате у ребенка формируются не просто знания правил, а практические навыки распознавания угроз и безопасного поведения в цифровой среде.
Ранее сообщалось, что в MAX создадут домовые чаты, причем общение с соседями и УК надежно защитят от мошенников.