Выбор города
Введите название вашего города или выберите из списка:
  • Главная страница
  • Балашиха
  • Бронницы
  • Видное
  • Волоколамск
  • Воскресенск
  • Дмитров
  • Долгопрудный
  • Домодедово
  • Дубна
  • Егорьевск
  • Жуковский
  • Зарайск
  • Истра
  • Кашира
  • Клин
  • Коломна
  • Королев
  • Котельники
  • Красногорск
  • Лобня
  • Лосино-Петровский
  • Лотошино
  • Луховицы
  • Лыткарино
  • Люберцы
  • Можайск
  • Мытищи
  • Наро-Фоминск
  • Ногинск
  • Одинцово
  • Орехово-Зуево
  • Павловский Посад
  • Подольск
  • Пушкино
  • Раменское
  • Реутов
  • Руза
  • Сергиев Посад
  • Серебряные Пруды
  • Серпухов
  • Солнечногорск
  • Ступино
  • Талдом
  • Фрязино
  • Химки
  • Черноголовка
  • Чехов
  • Шатура
  • Шаховская
  • Щелково
  • Электросталь

Ваш город ?

Ваш город ?

Закон об обязательной отработке для медиков: что ждет выпускников с 2026 года

Закон об обязательной отработке для медиков: что ждет выпускников с 2026 года

Фото: istockphoto.com/kupicoo
Сегодня в 12:45

Государственной Думой Российской Федерации принят федеральный закон, который вводит новый этап для начинающих специалистов - работу под руководством наставника. Законопроект, инициированный правительством, был одобрен в третьем, окончательном чтении, и его положения вступают в силу с 1 марта 2026 года.

Основные положения нового закона для выпускников

Нормативный акт устанавливает следующие ключевые правила:

  1. Обязательное трудоустройство. Выпускники медицинских вузов и колледжей, впервые прошедшие первичную аккредитацию, должны будут отработать в государственных или муниципальных медицинских учреждениях.
  2. Продолжительность отработки. Срок такой работы не может превышать трех лет. Конкретная длительность будет определяться Министерством здравоохранения РФ отдельно для каждой специальности и с учетом региона трудоустройства.
  3. Статус «наставничество». Данный период официально называется наставничеством, что подчеркивает его образовательно-адаптационную цель, а не просто «отработку».

Для кого предназначена обязательная отработка?

Закон распространяется на два типа выпускников:

  • Выпускники, обучавшиеся на общих основаниях. Они будут направлены для работы в медицинские организации, участвующие в системе обязательного медицинского страхования (ОМС).
  • Целевики. Выпускники, получившие образование по договору о целевом обучении, будут трудоустроены в те организации, которые указаны в их целевых договорах.
Фото: МедиаБанк Подмосковья/Ольга Аввакумов
Фото: МедиаБанк Подмосковья/Ольга Аввакумов

Что ждет медиков после завершения наставничества?

По окончании установленного срока работы с наставником молодые специалисты проходят следующий этап:

  • Периодическая аккредитация. После успешного завершения наставничества выпускник допускается к прохождению периодической аккредитации специалиста.
  • Последствия невыполнения. Если выпускник не прошел наставничество до истечения срока действия первичной аккредитации, ему предстоит пройти повторную первичную аккредитацию. Это важный момент, который может значительно замедлить карьерный рост.

Новая информация и дополнительные детали

  • Перечень специальностей. Министерство здравоохранения РФ отдельно установит и утвердит перечень медицинских специальностей, для которых будет действовать обязанность по прохождению наставничества.
  • Регламентирующий документ. Все тонкости и процедуры наставничества будут подробно прописаны в специальном Положении о наставничестве, которое также разработает Минздрав.
  • Цель закона. Основная задача нововведения — не просто обеспечить кадрами регионы, но и повысить качество подготовки молодых специалистов, предоставив им возможность работать под руководством опытных коллег в реальных условиях государственного здравоохранения. Это должно способствовать снижению количества медицинских ошибок и улучшению уровня первичного звена медицины.

Таким образом, с 2026 года путь к независимой медицинской практике для выпускников будет включать обязательный этап работы в государственной системе здравоохранения под менторством старших товарищей.

Целевое обучение и жилищная поддержка: дополнительные меры закона

Параллельно с введением института наставничества, новый закон вносит существенные изменения в систему целевой подготовки медицинских кадров, ужесточая ответственность за невыполнение обязательств.

Жесткие правила для целевиков

Ключевое изменение касается условий договора о целевом обучении:

  • Финансовая ответственность. В случае неисполнения обязательств одной из сторон (как выпускником, так и работодателем), виновная сторона обязана возместить расходы на обучение.
  • Штрафные санкции. Помимо полной компенсации стоимости обучения, предусмотрена выплата штрафа в двукратном размере от этой суммы. Это серьезная мера, призванная сделать договор максимально ответственным для всех участников.
  • Охват ординатуры. Законодатель устанавливает правило, согласно которому 100% обучающихся в ординатуре должны будут заключать целевые договоры. Это коренным образом меняет подход к подготовке врачей-специалистов.
Фото: istockphoto.com/Fascinadora
Фото: istockphoto.com/Fascinadora

Обеспечение жильем как ключевой фактор успеха

В своих комментариях председатель Государственной Думы Вячеслав Володин акцентировал внимание на социальных аспектах реформы. Главной целью закона является обеспечение качественной медицинской помощью граждан по всей стране, особенно в решении кадрового дефицита в районных и сельских больницах.

Для привлечения и закрепления молодых специалистов в регионах поставлен вопрос об их жилищном обеспечении:

  • Обязанность регионов. Володин подчеркнул, что именно на региональные власти ложится ответственность за предоставление жилья выпускникам, которые приезжают работать в местные медицинские учреждения.
  • Ключевой вопрос. Решение жилищного проблемы названо фундаментальным для успеха всей реформы. Без создания комфортных условий невозможно мотивировать молодых врачей и средний медицинский персонал переезжать в малые города и сельскую местность.

Сводная таблица по новому закону для медиков

Для наглядности все основные изменения представлены в таблице:

Аспект закона Основное положение Сроки и особенности
Обязательное наставничество Работа в госучреждениях после выпуска До 3 лет, срок зависит от специальности и региона
Целевое обучение Обязательный договор для 100% ординаторов Штраф за невыполнение — двукратная компенсация стоимости обучения
Аккредитация Прохождение периодической аккредитации после наставничества Непрохождение влечет повторную первичную аккредитацию
Социальная поддержка Обеспечение жильем молодых специалистов в регионах Задача для региональных властей
Вступление в силу 1 марта 2026 года

Принятый комплекс мер (наставничество, строгие целевые договоры и социальные гарантии) призван системно решить проблему нехватки медицинских кадров в первичном звене здравоохранения и повысить качество подготовки молодых специалистов.

Перспективы и скрытые нюансы закона: экспертный взгляд

Помимо официальных трактовок, важно проанализировать практические последствия инициативы для системы здравоохранения в целом.

Потенциальные выгоды и решаемые проблемы

Нововведение призвано решить несколько системных проблем:

  • Снижение дефицита кадров в регионах. Это основная и заявленная цель. Закон создает механизированный поток выпускников в учреждения, испытывающие нехватку специалистов.
  • Повышение качества подготовки. Институт наставничества должен помочь плавному переходу от теории к практике, уменьшив количество ошибок у молодых специалистов.
  • Стимулирование целевого приема. Правило 100% целевых договоров в ординатуре сделает подготовку врачей-специалистов более управляемой и предсказуемой для государства.
  • Улучшение статистики по ОМС. Приток молодых кадров в первичное звено должен увеличить доступность медицинской помощи и снизить нагрузку на действующих врачей.
Фото: istockphoto.com/Svitlana Hulko
Фото: istockphoto.com/Svitlana Hulko

Риски и вопросы, требующие проработки

Эксперты и медицинское сообщество указывают на необходимость решения сопутствующих задач:

  • Качество наставников и их мотивация. Будет ли у опытных врачей стимул и время качественно обучать стажеров? Этот вопрос ляжет дополнительной нагрузкой на систему.
  • Административная нагрузка. Медицинским учреждениям предстоит разработать и внедрить программы наставничества, что потребует дополнительных ресурсов.
  • Риск формального подхода. Существует опасность, что «отработка» превратится в формальность, если не будет обеспечена реальная образовательная ценность и достойные условия труда.
  • Влияние на выбор профессии. Жесткие условия могут отпугнуть часть абитуриентов, которые сомневаются в готовности к обязательной работе в определенном регионе.

Итог. Закон является мощным инструментом регулирования кадров в медицине. Его успех будет напрямую зависеть не только от исполнения, но и от качества сопутствующих мер: реальной поддержки наставников, развития инфраструктуры в регионах и создания мотивирующих условий для самих выпускников.

Полезные ссылки:
Федеральный закон от 21.11.2011 N 323-ФЗ (ред. от 23.07.2025) "Об основах охраны здоровья граждан в Российской

Федеральный закон от 29.12.2012 N 273-ФЗ (ред. от 15.10.2025) "Об образовании в Российской Федерации"

Для улучшения работы и сбора статистических данных сайта собираются данные, используя файлы cookies и метрические программы. Продолжая работу с сайтом, Вы даете свое согласие на обработку персональных данных.

Файлы соокіе можно отключить в настройках Вашего браузера.

Подписывайтесь на нас!

Читайте больше крутых историй и новостей в наших социальных сетях.