Повесть с историей: вышла в журнале «Юность» в 1987 году и наделала много шума, впервые обратившись к непопулярной тогда теме дедовщины в Советской армии. Изначально «Сто дней до приказа» не пропустила военная цензура; однако после высадки немецкого пилота Матиаса Руста на Красной площади автору позвонил главный редактор «Юности» и попросил разрешения повесть напечатать. «Но мы ее не пропустим», — заявил военный цензор. «Лучше бы вы Руста не пропустили!» — ответил редактор.
Что происходит: из части пропадает рядовой Елин. Каждая глава начинается с эпизодов дня, когда его ищут, и продолжается флешбэком дня вчерашнего, события которого и привели к побегу. Финал открытый — добрый Поляков дал возможность каждому решать, насколько все плохо.
Двумя годами позже «Ста дней до приказа» в «Новом мире» опубликовали «Стройбат», первоначально получивший следующий отклик от военной цензуры: «В повести С. Каледина показано исключительно низкое политико-моральное состояние личного состава воинской части Советской армии». Опять-таки главред взял ответственность на себя, роман вышел в свет, а в 1990-м в «Современнике» Лев Додин поставил по нему сенсационный спектакль.
Великолепный язык современного русского классика. Это настоящая литература — читатель с первого слова сопричастен всему происходящему, будто бы сам служит в стройбате и марширует по плацу. Что происходит: главный герой уже завтра уедет на дембель, если совершит подлость, предательство. Дух казармы передан замечательно правдиво — и круговая порука, и междусобойчики старослужащих, и чувствующие себя безнаказанными офицеры.
Добротный триллер в духе даровитого автора: динамично, интригующе, финал непредсказуем. Что происходит: у женщины-капитана военно-воздушных сил за полгода из одного оружия убивают сестру и мужа (тоже военного), причем муж уже после похорон как-то записывается на видео-няню в комнате маленькой дочки — загадка.
Армейской вдове никто не верит насчет видеозаписи — карта памяти пропадает, а так все говорят, что она рехнулась на почве горя и ПТСР; особенно усердствует свекровь. Героиня начинает рыть сама. На ее стороне — полицейский не без проблем. Быстро становится известно, что из армии ее демобилизовали за что-то нехорошее.
Ранее REGIONS делился рекомендациями экспертов Министерства культуры и туризма Московской области — куда сходить с Пушкинской картой в конце февраля.