«Смех лисы», Шамиль Идиатуллин
Шпионско-медицинский триллер в роскошном стиле автора, которому можно простить даже такой допуск, как петля времени. Прекрасный язык, великолепные диалоги, достоверность в каждой детали, узнаваемый быт 80-х и сленговые словечки того времени.
Что происходит: середина восьмидесятых, в маленький и почти бывший военный городок на границе с Китаем приезжает капитан — подготовить казармы к приему частей из Афганистана. Тут же пацаны в школьном трудовом лагере нехотя подметают двор, и тройка старшаков немного (сильно) глумится над 12-леткой, мама которого служит медсестрой в госпитале (это важно).
12-летка, надеясь восстановить свое реноме, мчит с собакой в лес — в городке любят истории про остатки таинственного аэроплана.
А в лесу много лис. И они хохочут: хэ, хэ, хэ и выгибаются дугой. Скоро так захохочут и начнут выгибаться работницы молочной фермы, странной болезни дадут статус «вирус неясного происхождения», а городской сумасшедший скажет, что он родится только через 10 лет — и не соврет.
«Это время незаметного тихого конца света, конца мира, каким мы его знали. Кто-то это понимал, а большинство не понимало совсем. Были какие-то подземные толчки, но мы их не замечали. Улетали птицы, падали мертвыми жуки, накатывал холодный ветер, неожиданно менялась погода. Становилось тревожно. Все закончилось распадом Советского Союза и двухполярного мира. Про 1990-е говорили: прошли, и слава богу. Про 1980-е говорить не хотелось совсем», — Идиатуллин про эпоху.
«Кларк и Дивижн», Наоми Хирахара
Роман назван «лучшим детективом по версии The New York Times», и детективная линия там действительно есть, и довольно яркая — но она теряется на мощном историческом фоне. Автор много лет работала журналистом и выпустила несколько нон-фикшн книг о жизни японских иммигрантов в США, так что деталям можно верить.
Что происходит: в 1941 году, когда японцы разбомбили Перл-Харбор, двух сестер Ито вместе с тысячами других американцев японского происхождения, выдворили в Манзанар — концентрационный лагерь для интернированных. Первой оттуда удалось выбраться старшей Розе: она устроилась работать в кондитерскую, и семья ждет воссоединения после войны.
Но выясняется, что красавица Роза погибла — бросилась под поезд на станции метро «Кларк и Дивижн». Ее 20-летняя сестра Аки не верит в самоубийство и пытается разобраться, что произошло на самом деле. Начинает свое расследование.
Тонкая, волнующая книга, ее прочтение равно полному курсу истории японской Америки до, во время и после Второй мировой войны.
«Эйзен», Гузель Яхина
Роман-буфф, как указывает автор — про Сергея Эйзенштейна, командира революционного кино, гения, чей талант изменил историю кинематографа.
Сложный, противоречивый человек, балансирующий между творческой свободой и идеологической повесткой — удивительно, как сын главного рижского архитектора, мальчик из семейства буржуа становится певцом Революции и ее рупором.
А еще тут можно заглянуть в закулисье советского кино, рассмотреть все описанные операторские приемы, узнать, как создавались культовые сцены, и каким был Эйзенштейн в обычной жизни. Спойлер: довольно странным. А именно — гениальным, токсичным, истеричным и не очень здоровым.
Ранее REGIONS рекомендовал три небанальных романа о любви.