Филигранная вещица — с одной стороны, ретро-роман о жизни в послереволюционной Москве, с другой — альтернативная история ближайшего (2044 год) будущего. Пользуясь своим правом творца, писательница миксует судьбы персонажей, красиво закольцовывая сюжет.
Что происходит: в начале 1930-х дом Наркомата путей сообщения населяют молодые семьи. Нина и Ганя очень дружны, вместе снимают дачу, вместе ходят на демонстрацию с Ганиным сыном, вместе варят варенье и запекают гуся на новый год. В компании редко появляются новые люди, но все-таки донос на мужа Гани кто-то пишет. Его забирают, а потом и Ганю. Нина убегает с ее ребенком подальше от опасной столицы.
И тут хамски врывается 2044-й. Общероссийский искусственный интеллект с сильно расширенными возможностями зовут Нина. Нина живет в каждой квартире, и каждую неделю сообщает четверговым комиссарам, как дела у ее подопечных. В одном из московских домов она выделяет старика-учителя и молодого парня, который кажется ей умнее других. Парень служит в кибер-конторе по контролю государственного порядка. По работе он сталкивается с арестованной женщиной без имени, но с номером, и, сам себе удивляясь, обещает разыскать ее маленького сына.
Круто, захватывающе, страшно.
Семья — это всегда две женщины и дочь (две дочери), отдать родине долг — родить мальчика по повестке, чтобы его сразу забрало государство. Мужчины есть (мало), их используются для получения семенного материала и секса — можно познакомиться в подобии тиндера, встречаться разово или взять особь себе на содержание, делясь пенсионными баллами.
Действие происходит в Москве, из архитектуры оставлены только сталинские высотки — потому что семь сестер, а про Москву-Сити авторы с нескрываемым удовольствием пишут «снесена сразу, теперь там в лесных чащах бегают косули».
Главная героиня работает в отделе полиции «по защите прав личностей, не являющимися людьми» (это животные и насекомые) и расследует исчезновение кролика. Всех зовут Аня, Света, Катя — даже министров. Человеку положены три пары обуви в год. Ездят на великах. Едят все веганское. Такая остросоциальная версия «Новых амазонок».
По-настоящему глубокая злободневная постапокалиптика, с прекрасным русским языком и фирменным ивановским погружением в декорации. Бригада лесорубов продвигается к необозначенной вначале цели под Магнитогорском.
Российские леса стали радиоактивными, из древесины добывают самое ценное в новом мире топливо — бризол. Россия тайно готовит бризоловое оружие, чтобы ударить по Западу. Мелкие банды носятся по тайге на огромных машинах-чумовозах, сражаются друг с другом и гибнут в болотах. Злой рок неумолим перед героями, не знающими, что они приближаются к гибельному тупику, где их в лучшем случае ждет момент истины перед смертью. Иванов заставляет картины мира разрушаться одну за другой, а затем сообщает, что и последняя — насквозь лживая.
Ранее REGIONS рекомендовал три необычных английских детектива.