
Памятник дубненцам, павшим в годы Великой Отечественной войны, установленный в 1972 году в парке Авиастроителей, знаком каждому жителю наукограда. Но для Юрия Никифорова он — не просто монумент, а живая связь с семейной историей: его отец провожал на фронт собственного родителя, как и многие в те годы.
Однако именно Юрий впервые увидел в скульптуре то, что другие десятилетия не замечали: скрытые евангельские сюжеты.
На первый взгляд, солдат несет противотанковое ружье Дегтярева — но приглядевшись, Юрий заметил странность: ствол не круглый, а квадратный и толстый, словно не оружие, а крест.
«Это символ подвига и страдания. Как у Христа», — уверен он.
Еще один намек — плащи двух фигур: у одного солдата плащ на плечах, у другого — сорван ветром, будто багряница, снятая с Христа перед Распятием.
В советское время открыто говорить о библейских мотивах в публичном искусстве было невозможно. Но, как выяснил Юрий, идея композиции не принадлежала только скульптору. Он связался с Владимиром Базилевским, дубненцем, участвовавшим в создании памятника от имени Дубненского машиностроительного завода. Тот подтвердил: изначально планировалась одна фигура, но автор — скульптор Валентин Шлыков, москвич из купеческой семьи, — настоял на четырех персонажах: двух солдатах, матери и сыне.
«Это не случайность. Шлыков, выросший в православной среде, вложил в памятник глубокий духовный подтекст, который можно прочесть только при внимательном взгляде», — считает Никифоров.
Многие скульпторы и священнослужители, с которыми Юрий обсуждал свои находки, согласны с ним. Но самого автора уже нет в живых, и документальных подтверждений нет. Поэтому его интерпретация остается гипотезой — правдоподобной, трогательной, но недоказанной.
Тем не менее, Юрий уверен: главная цель — не доказать, а пробудить внимание.
«Другого такого памятника с такой ярко выраженной динамикой внутреннего выбора человека я не знаю», — говорит он.
Юрий надеется, что его открытие заставит дубненцев и гостей города взглянуть на знакомый монумент по-новому — не как на ритуальный объект памяти, а как на произведение, где история, вера и подвиг переплетены в камне.
Ранее REGIONS сообщал, что библиотеке Дубны подарили редкое болгарское издание рассказа Куприна