В ближайший год до 20% таксопарков в России могут прекратить работу, сообщили «Известиям» представители ряда крупных перевозчиков. По их прогнозам, до конца 2026 года число компаний может сократиться еще на 10%. Это грозит сокращением предложения на рынке такси и ростом тарифов для пассажиров.
Основной проблемой перевозчики называют невозможность обновлять автопарки в условиях высоких ключевых ставок и отсутствия специализированных лизинговых программ. Федеральные меры поддержки, такие как программа льготного лизинга от Минпромторга со ставкой от 10 до 35%, не рассчитаны на нужды такси, пояснил Дмитрий Виссарионов, региональный директор «Газпромбанк Автолизинг».
Компании отказываются от закупок автомобилей, поскольку модель с четырехлетним сроком эксплуатации при текущих лизинговых условиях стала убыточной. Теперь таксопарки вынуждены продлевать срок службы машин до шести лет и более, что влияет на экономику перевозок и техническое состояние автопарков. По данным «Газпромбанк Автолизинг» и НАПИ, за первые четыре месяца 2025 года рынок лизинга новых автомобилей сократился почти на 45%.
Ольга Кириллова, коммерческий директор ГК «Альфа-Лизинг», ожидает дополнительное падение объема лизинговых сделок на 5–7% до конца года. Наибольшие риски банкротства сейчас у молодых таксопарков, открытых на волне пандемийного спроса — они еще не накопили резервов, чтобы выдерживать текущие финансовые нагрузки, отмечает Василий Баранов, руководитель Multi taxi.
Кроме того, с 2025 года компании столкнутся с ростом налоговой нагрузки. Как рассказали в таксопарке «Шоколад», из-за изменений в законодательстве налоговая нагрузка выросла в среднем на 7% от выручки. Некоторые перевозчики уже начали уходить в тень или дробить бизнес, чтобы избежать уплаты НДС. Эти компании, по словам инвестора Спартака Заболотского, становятся потенциальными банкротами.
Ранее сообщалось, что повышенные штрафы могут ввести для таксистов-мигрантов