
После смерти родного человека остаются не только память и горечь утраты, но и практические вопросы. Один из самых частых — что делать с его личными вещами, особенно с большой мебелью, например, кроватью. Многие опасаются использовать такие предметы, веря, что они несут в себе негативную энергию или могут как-то навредить. Как к этому относится православная церковь и что на самом деле важно для души усопшего, рассказывает REGIONS священник из Подмосковья Матвей Степанов.
Страх перед вещами умершего часто связан с ощущением, что сама смерть или место, где она произошла, несут скверну. Однако священник объясняет, что корень проблемы лежит в другом.
«Осквернение происходит в квартире не из-за того, что кто-то умер. Смерть — это естественное для человека таинство разлучения души с телом. Настоящую „грязь“ в наше жилище приносят наши же грехи: злоба, осуждение, ссоры, отдаление от Бога. Даже если мы их не замечаем, они отражаются на всем вокруг», — говорит отец Матвей.
Именно поэтому, по его словам, важно регулярно приглашать священника для освящения жилища. Это действие направлено не на «очистку» от смерти, а на привнесение благодати в дом, где живут люди, и на освящение самого пространства для праведной жизни.
Прямого запрета на использование личных вещей усопшего в православии нет. Напротив, чрезмерная сосредоточенность на таких предметах считается суетной и может уводить от главного.
«Спать на кровати усопших родственников, носить их одежду можно, ни о чем не беспокоясь. Душе наших близких уже не нужны ни кровать, ни одежда, ни мирские вещи. Все эти человеческие выдумки — занавешивать зеркала, бояться стульев — абсолютно бессмысленны и отвлекают от истинной памяти», — поясняет священник Матвей Степанов.
Если кровать или другая вещь находится в хорошем состоянии, ее практическое использование — это разумно и не является неуважением к памяти умершего.
Гораздо важнее, что с этими предметами связано: если они вызывают невыносимую боль и тяжелые воспоминания, их можно убрать, но не из-за суеверий, а ради душевного покоя живых.
Церковь учит, что для человека, перешедшего в вечность, важны не материальные предметы, а духовная поддержка.
«Усопшим не нужно, чтобы мы клали в гроб одежду или личные вещи. Им нужна наша молитва, милостыня, подаваемая за них, и поминовение в церкви. Им нужны наши духовные труды: панихиды, подача записок на литургию. Вот что приносит реальную пользу их душе», — подчеркивает батюшка.
Все ритуальные действия, не связанные с молитвой и делами милосердия, церковь считает пустыми и даже вредными, так как они подменяют суть христианского отношения к смерти и загробной жизни.
Страхи и суеверия, связанные со смертью, часто возникают из-за недостатка духовного знания и опыта.
«Помоги нам, Господи, чтобы вы занимались духовной жизнью, не придумывали себе суетных страхов и наполняли душу разумом Божьим. Приходите в храм на исповедь и Причастие, молитесь. Тогда в вашу жизнь войдет благодать, и вы перестанете бояться того, чего не стоит бояться», — советует священник Матвей Степанов.
Таким образом, решая, спать ли на кровати умершего близкого, стоит исходить из практических и эмоциональных соображений, а не из страха.
Если вещь качественная и не причиняет жившим с усопшим сильной боли, ее можно использовать. А основное внимание и силы лучше направить на то, что действительно ценно для души ушедшего человека: молитву, добрые дела в его память и заботу о собственном духовном здоровье.
Судьба старой иконы — вопрос также, требующий особого внимания и уважения. Сжигать или закапывать икону категорически не рекомендуется, так как это считается святыней и требует бережного обращения. Читайте в материале REGIONS, как правильно поступить со старой иконой и почему важно соблюдать традиции при ее обработке.